Из каких взаимосвязанных подсистем состоит система управления. Финансовый менеджмент как подсистема управления. Система управления и её составляющие

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Таким образом, существует три класса управления:

· в неживой природе (технических системах);

· в организмах (биологических системах);

· в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами системами машин – изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются естественные науки.

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы с различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения общественных наук.

Социальное управление воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда.

В широком смысле слова управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, армией, больницей, предпринимательским союзом и т.д. В этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли: промышленные организации, банки, страховые и транспортные компании. Управление в этих организациях носит название менеджмент.

С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. Однако до эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. В процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства (тресты, концерны, корпорации). Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда.

В качестве объекта управления выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, которые необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики.

Система управления и ее составляющие

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи, совершенствоваться.

Система управления – это совокупность элементов различной природы, образующая единое целое и предназначенная для реализации функции управления, - восприятия определенных проблем, формирование будущего состояния управляемой системы, выполнения набора действий (процессов, в результате которых вырабатываются решения), оптимизирующие деятельность управляемой системы. Система управления носит целостный характер. В ней созданы условия передачи, накопления и преобразования управляющей информации.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Для осуществления функции управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В первую очередь это линейное управление: генеральный директор, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные организации: службы заводоуправления и цехов.

В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы:

· планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства);

· регулирующий (направлен на поддержание и совершенствования установленного режима работы предприятия);

· контролирующий (получение информации о состоянии управляющей подсистемы).

В управляемую подсистему входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе производственных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий.

По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, которые могут решать конкретные задачи. Не посредственно на предприятии техническая подсистема – это производственные мощности.

Технологическая подсистема – это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической технологическая подсистема под воздействием НТП изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, производственные площади, труд людей.

Организационная подсистема заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в их упорядочении. Целью организации является обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда.

Экономическую подсистему нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему общественного производства, т.е. совокупность производственных сил и производственных отношений. Основу ее составляет тип производственных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производственные отношения, которые соответствуют данному способу производства.

Социальную подсистему составляет единство социальных отношений, которые возникают в трудовом коллективе предприятия.

Система управления отвечает ряду требований :

· наличие между элементами причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами;

· система управления является динамичной, т.е. обладает способностью менять качественное состояние;

· управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.

Наука и практика управления

менеджмент – область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического использования стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда.

Организация управления

менеджмент как организация управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы (капитал, сырье, материалы), для чего необходимо осуществлять различные виды деятельности, т.е. выполнять определенные функции. Функции закрепляются за конкретными подразделениями предприятия, деятельность которых осознанно направляется для достижения общей цели предприятия. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте как организационной деятельности. Организация может рассматриваться как орган управления (его субъект), т.е. тот, кто управляет, и как объект управления, поскольку ею управляет вышестоящая организация.

Процесс принятия решений

поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления и затрагивают как внутреннюю, так и (главным образом) внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

Подводя итог всему сказанному, можно привести следующие определения менеджмента.

Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. (А. Файоль)

Менеджмент - это эффективное использование и ко­ординация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. (Международный справочник по менеджменту)

Управление – это особый вид деятельности, превра­щающий организованную толпу в эффективную целена­правленную группу. (П. Друкер)

Управление представляет собой не что иное, как на­страивание других людей на труд. (Ли Якокка)

Менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. (Р. Дафт)

По мнению Г. Минцберга, и сами управленцы, и общество в целом воспринимают менеджмент скорее как науку или как профессию, которой можно обучиться в стенах университета. Тогда как менеджмент - это тончайшее искусство, овладеть которым без опыта невозможно. Только с опытом может прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст.

Разделение труда

Т.е. разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда «горизонтальное разделение труда» - создание подразделений (отделы, службы), за которыми закрепляются только им присущие задачи, и которые добиваются только им присущих целей. Координация деятельности для достижения общих целей является следствием разделения труда по вертикали , что по сути представляет собою само управление.

Управление

Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В малых организациях четко выполненной линии управления нет. Здесь координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. В сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы.

Фазы жизненного цикла организации и их характеристика

Рост (этап коллегиальности)

Этап коллегиальности - период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства ). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации на этом этапе зависит:

От того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

От того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

От готовности членов организации реализовывать решения лидера;

От того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями - тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном , групповом , организационном .

Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля.

В целом стадия роста характеризуется:

Увеличением числа сотрудников;

Разделением труда и ростом специализации;

Более формальными и обезличенными коммуникациями;

Внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы комбинации знаний выходят за рамки индивидуального уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

Школа научного управления

В к 19 в. в индустриальном обществе ощущалась потребность в научной организации производства, труда и управления, т. к. производственные процессы, построенные на основе «дедовских» принципов, уже не могли в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса того времени. Своеобразным откликом на эту общественную потребность стало возникновение и развитие школы «научного менеджмента», основателем которой явл-ся Фредерик Уинслоу Тейлор.

Усилия учёных первой школы научного менеджмента были направлены на достижение главной цели - максимальное увеличение производительности труда на предприятиях, для чего была сформулирована строгая система принципов, позволяющих рационализировать организацию труда, производства и управления.

Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов . Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

Школа поведенческих наук

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг.

Главной целью школы явл-ся оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, раскрытия творческого потенциала, повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности использования её человеческих ресурсов.

Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Американская модель

Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, “богоизбранность ”, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Японская модель

Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus - отцовский, pater - отец) - доктрина об “отеческом”, “благотворительном” отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Факторы прямого воздействия

Окружение, в котором непосредственно оперирует организация, или среда задач (функциональная среда), воздействует на большинство ее повседневных функций, непосредственно связанных с основными видами деятельности.

Потребители

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Также необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей и спрос.

Потребителями организации выступают индивиды и организации, приобрета­ющие ее товары или услуги, что, в конечном итоге, и определяет успех фирмы на рынке. Потребителями услуг больниц являются пациенты, услуг учебных заведений - школьники и студенты, авиакомпаний - туристы и деловые люди. Многие компании ищут способы охватить рынок для подростков и молоде­жи, размещая маркетинговые послания в онлайновых сообществах.

Сегодня потребители обладают большей властью благодаря развитию Ин­тернета, который несет с собой для менеджеров и угрозы, и возможности. Ны­нешние потребители могут непосредственно влиять на репутацию организа­ции и объемы продаж. Например, это можно сделать через сайты для жалоб. «В новой ин­формационной среде необходимо исходить из того, что всем известно абсолютно все».

Конкуренты

Действующие в одной и той же отрасли или сфере бизнеса и предлагающие свои товары или услуги одним и тем же группам потребителей организации являются конкурентами организации. Отраслевая конкуренция отличается определенной спецификой. Конкурентная борьба в отрасли звукозаписей но­сит принципиально иной характер, чем рыночное соперничество в металлур­гической или фармацевтической промышленности.

Отраслевая конкурентная борьба легко перерастает в настоящие маркетин­говые или марочные войны. Бренды «Соке» и «Рерsi» неустанно сражаются за рынок прохладительных напитков.

Влияние на организацию такого фактора, как конкуренция, невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго «не продержаться на плаву». Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Фирма «Харлей-Дэвидсон», которой в 1955 г. принадлежало почти 70% рынка мотоциклов, к 1970 г. сохранила за собой лишь 5%, а к 1983 г. - 3,7%. На роли премьеров этой сцены вышли японские фирмы «Хонда», «Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки». То, что казалось фирме «Харлей-Дэвидсон» зрелой отраслью, новички трансформировали в нечто совсем иное, перепроектировав мотоциклы и высоко эффективно использовав маркетинг, чтобы создать в результате новые имиджи и новые рынки.

Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители - это не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования ресурсов в товары и услуги. Основные разновидности ресурсов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Рынок труда

Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в органи­зации. Любой организации требуются образованные и квалифицированные со­трудники. Состояние рынка труда во многом определяется деятельностью проф­союзов, профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников.

Можно выделить следующие непосредственно воздействую­щие на организацию факторы рынка труда: 1) растущая потребность в хорошо разбирающихся в информационных технологиях работниках; 2) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков; 3) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда, расположения производственных мощностей на распределение ра­бочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.

Планирование как функция менеджмента

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции делятся на общие и конкретные. Общими функциями являются:

Планирование;

Организация;

Мотивация;

Контроль.

Конкретные функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса. К ним относятся: перспективное, текущее экономическое и социальное планирование; организация работы по стандартизации; экономический анализ; управление технической подготовкой производства; организация производства; маркетинг; управление персоналом; материально-техническое снабжение и др.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

  • где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
  • куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей;
  • как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

ПЛАНИРОВАНИЕ – определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.

Планирование как управленческая деятельность представляет собой процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации. При этом подразумевается, что желаемое состояние организации не наступит, если не выработать и не осуществить комплекс специальных мер.

функция планирования заключается в разработке взаи­мосвязанных плановых заданий, направленных на достижение единой цели и определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программы работ или отдельных мероприятий на ближайшую и будущую перспективу. Функция планирования участвует во всех производственных и управленческих работах, функционально их обеспечивая. Вне осуществления данной фун­кции невозможна успешная производственно-хозяйственная дея­тельность.

Особенностью планирования является необходимость непре­рывного пересмотра планов, так как в сложной и динамичной рыночной сфере никакой план не может быть окончательным.

В процессе планирования разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном.

Благодаря планированию обеспечивается увязка между отдельными структурными подразделениями в технологической последовательности: научные исследования и разработки; производство; сбыт.

Предпосылкой планирования является прогнозирование - вы­явление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состоя­ний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтерна­тивных путей этого развития и сроков их осуществления.

Выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно организация хочет достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу1.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер.

Эффективность планирования как функции управления зависит от принципов , которыми руководствуются при составлении планов:

o полнота планирования (должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации);

o точность планирования (при составлении планов используются современные методы и средства, обеспечивающие точность прогнозов);

o ясность планирования (цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки);

o непрерывность планирования ;

o экономичность планирования (расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым эффектом).

29. Виды и методы планирования

Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.

Существует три способа планирования:

1. От достигнутого уровня (наиболее простой способ, не нацеливает коллектив на поиск резервов повышения эффективности производства; консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений; при этом способе не уделяется должного внимания НТП).

2. Оптимальное планирование (более прогрессивный способ; оно строится на системе научно обоснованных нормативов, ЭММ, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов; такое планирование часто связано с качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов; недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий).

3. Адаптивное планирование (позволяет более гибко реагировать на изменения во внешней среде; акцент делается на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений; большое внимание уделяется самому процессу составления плана).

В настоящее время сложилось несколько методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.

Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т.е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организацииресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточнятьсяи корректироваться).В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.

Составляются также оперативные бюджеты:

Производства;

Рабочей силы;

Материальных запасов;

Готовой продукции;

Накладных, коммерческих, административных и иных расходов;

Распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);

Поступления наличности и проч.

Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.

Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает организацию снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов). Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема -расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится.

Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.

Нормой называется периодически пересматривающаяся с учетом достижений НТР предельно допустимая затрата различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы.

Под нормативом понимаются:

Удельный расход элемента нормирования (ресурса) на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы;

Удельная величина технологических отходов и потерь;

Удельные размеры отчислений и платежей.

К графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализациейи контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.Исходным моментом применения указанного метода является определениепродолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.

Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы;

Система менеджмента организации состоит из комплекса взаимосвязанных подсистем, которые можно оценить конкретными показателями, а также определить их влияние на общую эффективность всей системы. Это позволяет оценивать комплексно систему менеджмента организации и строить ее гибко и эффективно.

Система менеджмента современного предприятия, как правило, состоит из следующих подсистем (рис. 1.3).

Рассмотрим основные характеристики отдельных подсистем организации.

Управленческая подсистема

Система управления - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, которые выполняют закрепленные за ними функции и решают поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие .

Рис. 1.3 -

Основными структурными элементами системы управления есть две подсистемы (рис. 1.4): управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления). Управляющая подсистема представлена: высшим органом управления, исполнительным органом управления и контролирующим органом. Управляемая подсистема - это все виды ресурсов: человеческие, финансовые, материальные и информационные.

Основными подходами исследования управленческой подсистемы является функциональный и структурный анализ. Первый предусматривает изучение динамики системы, определение ее входов, процессов (функций) и выходов (главных целей системы). Структурный анализ освещает объекты системы, взаимоотношения между ними, их содержание и процедуры реализации взаимоотношений.

Рис. 1.4 -

Для изучения организаций как разновидности искусственных систем и процессов управления в дополнение к названным применяется подход, который направлен на исследование процессов принятия решений. Целью последнего является выявление способности процессов управления к интеграции и адаптации, механизма взаимодействия функций, их подчиненности, приобретает особую ценность при исследовании программно-целевых методов управления.

Для оценки совершенства управленческой подсистемы, как правило, пользуются понятием эффективности ее работы. Большинство авторов предлагают определять эффективность управленческой деятельности соотношением поставленных целей и фактического уровня их достижения. Одним из главных показателей качества работы системы управления может быть принято соотношение результатов организации и расходов, которые обеспечили их получения.

Основные характеристики и направления оценки эффективности управленческой подсистемы приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Основные характеристики и направления оценки управленческой подсистемы системы менеджмента организации

Направление оценки

Характеристика

Затраченные ресурсы

Это объем материальных затрат и рабочей силы, отделенных от системы (общества) и задействованных для обеспечения функционирования управленческой подсистемы. Если материальные затраты с позиции системы должны быть минимизированы, то человеческие ресурсы должны быть минимизированы только в численном аспекте

Результативность системы управления

Это степень ускорения (или замедления) достижение целей социальной системы высшего уровня.

Результативность выражается через конкретный конечный результат (результаты). Окончательный результат - это отклонение от того, что должно быть получено, то есть разница между моделью будущего состояния и тем, что получено фактически. Так что результат управления может быть положительным, нулевым (если факт совпадает с прогнозом) и отрицательным

Чувствительность

Способность фиксировать наличие отклонений от запланированного курса на достижение целей системы.

В социально-экономических системах за чувствительность можно считать степень осознания субъектами управления информации о реакции объектов управления на принимаемые управленческие решения. Оптимумом чувствительности имеет значение, близкое к максимальному, но не максимальное, поскольку в этом случае система будет реагировать на фоновые или стохастические отклонения, потребует неоправданных расходов ресурсов

Диагностичнисть

Способность распознать (идентифицировать) характер (вектор) отклонения его значения и направление.

Это способность руководителей организации адекватно интерпретировать сигналы о фактическом состоянии определенного фрагмента общей системы, сравнить его с желаемым (модельным) состоянием и дать количественную или качественную оценку значению отклонения в развитии путем сопоставления прогнозируемого и имеющегося состояния системы или ее отдельного объекта

Временной интервал

Разница во времени между моментом поступления сигнала об отклонении и моментом выдачи импульса коррекции. Импульс коррекции является элементарным продуктом на выходе подсистемы. Это окончательное решение уполномоченного лица по применению тех или иных рычагов в ответ на сигналы об отклонении от цели

Адекватность решения

Характеризует направление и достаточность силы импульса коррекции. Адекватность решения зависит от процедуры его подготовки и, конечно, от субъективных факторов (личных качеств, квалификации, причастных к его подготовке и принятия людей - должностных лиц, консультантов, экспертов, аналитиков и т.д.). Критерием правильности направления является скорость минимизации обнаруженного отклонения, а критерием достаточности - минимальный объем затраченных ресурсов

Стабильность

Определяется организационной структурой, уровнем менеджмента, а также уровнем технического, финансового и кадрового обеспечения. Оптимальным является максимальное значение стабильности

Лабильность

Способность приспосабливаться к изменениям в подсистеме и окружающей среде в штатном режиме функционирования системы.

Лабильность является интегральным понятием, которое раскрывается через множество элементарных способностей управленческой подсистемы, среди которых возможность: чувствовать изменения в системе и среде (чувствительность) адекватно оценивать эти изменения (диагностичнисть) корректировать модель будущего состояния; вносить изменения по согласованной модели в программу своей деятельности, функции и структуру подсистемы. Главным условием обеспечения необходимой степени лабильности выступает способность подсистемы к самоорганизации, самосовершенствования и самообучения

Живучесть

Способность обеспечивать выполнение функций подсистемы в экстремальных условиях (внештатных ситуациях), которые угрожают существованию системы.

Живучесть управленческой подсистемы обеспечивается совершенством систем коммуникации (как в техническом, так и в организационном аспектах), прогнозированием негативных явлений и принятием превентивных мер по их предотвращению, разработкой сценариев действий в чрезвычайных ситуациях, наличием резервных ресурсов, а также уровнем подготовки, самоотверженностью, профессионализмом управленцев, которые принимают решения

Организация подсистемы управления

Это целостная внутренняя картина ее функционирования, отражает постоянные взаимоотношения объектов подсистемы между собой, взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивает выполнение возложенных на подсистему управленческих функций

Названные характеристики присущи любой подсистеме управления в целом. Однако сама подсистема представляет собой сложную конструкцию со своими собственными объектами, каждый из которых может быть оценено по значению вышеприведенных характеристик.

Эти характеристики являются величинами, которыми измеряются определенные свойства системы управления, то есть ее параметрами. Обеспечение соблюдения оптимальных значений этих характеристик-параметров реализуется организацией подсистемы управления. Таким образом, организация выступает главным интегрирующим фактором управленческого процесса, который призван обеспечивать сбалансированность и оптимальное значение параметров системы управления, что является необходимым условием качественного выполнения функций и от чего, в конечном итоге, зависит эффективность ее работы.


Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию.
Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимосвязанными или взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в целое. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих действий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами.

В свою очередь, управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая производством и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства, так и самой управляющей системы. В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы: планирующий, регулирующий, маркетинг, учётный и контрольный элементы. Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. Сюда входят цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений.

Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжать своё функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому, что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Таблица 1

Организация, как открытая

Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создаётся добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как:

Прибыль;

Реализация социальной ответственности;

Реализация удовлетворённости работников.

Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Для закрытых систем характерно наличие обратной связи . Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины. Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию.

Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь.

Управление с обратной связью применяется в тех системах, где можно ожидать возникновения ошибок и которые поэтому нуждаются в корректирующем воздействии. Цель таких систем состоит в том, чтобы сделать ошибку настолько малой, насколько это практически осуществимо.

Открытые и закрытые системы управления можно классифицировать в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе . Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами.

Для увеличения надежности работы системы поток информации может распространяться не по одному, а по нескольким каналам обратной связи. Аналогично управляющее воздействие может поступать от одного или от нескольких источников. В системе «человек - человек» на управление оказывают влияние как формальные, так и неформальные взаимоотношения.

В ряде случаев входные данные от многих источников (чувствительных элементов) поступают в какой-то центр. По некоторым из этих связей передаются количественные, объективные данные, но существуют также системы, в которых большая часть информации субъективна, она создает картину состояния системы, зависящую от личных впечатлений или предубеждений человека или предубеждений человека, готовившего информацию. Корректировать работу системы можно прямым или косвенным воздействием, путем «неформального» давления, принуждения. Например, руководители часто полагаются на взаимодействие членов группы, когда необходимо побудить рабочих увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость.

Можно также классифицировать процессы управления в зависимости от того, в какой точке системы вырабатывается управляющее воздействие. На одном полюсе такой классификации находятся системы, имеющие либо устройства типа «черного ящика», либо людей, которые способны непосредственно в месте возникновения первичной информации воспринимать ее, сравнивать с эталонами и корректировать отклонения; на другом – системы, где все управление сосредоточено в центре. При этом информация по каналам обратной связи поступает от периферийных точек в центр. Из центра, когда это необходимо, к месту выполнения операции передается корректирующее воздействие. В системе, включающей людей, управление может быть децентрализовано только в том случае, если цели ее периферийных элементов согласованы с целями всей организации . Это означает, что лица, принимающие участие в управлении, должны усвоить цели и задачи системы

1.2 Эволюция систем управления
В прошлом, как отмечает Ансофф И. (1989), системы управления изобретались самыми передовыми фирмами. Если они оказывались удачными, то принимались большинством. В 80-х годах нынешнего века в создании новых систем принимают участие профессиональные консультанты по вопросам управления, а также ученые. По мере возникновения каждая новая система объявлялась окончательным и полным разрешением всех проблем фирмы, лучшим, чем все предыдущие. Пользуясь тем, что у нас есть историческая ретроспектива, мы видим, что эти системы нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения какой-то определенной задачи и является вспомогательной для решения остальных задач. С течением времени управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности внешней среды. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем соответственно больше усложнялись системы, причем каждая последующая дополняла предыдущую . Сменявшие друг друга системы рассчитывались на растущий уровень нестабильности внешней среды, и в особенности на все большую непривычность событий и все меньшую предсказуемость будущего. Можно выделить четыре этапа в эволюции систем управления : · управление на основе контроля за исполнением (постфактум); · управление на основе экстраполяции когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого; · управление на основе предвидения изменений возникло тогда, когда начали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них. · управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Системы раннего происхождения, включая долгосрочное планирование, сейчас широко применяются в управленческой практике. Стратегическое планирование внедрялось медленно и трудно в течение 20 лет, но теперь и оно все шире входит в практику фирм. Периодически стратегическим планированием начинают интересоваться фирмы, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Управление на основе ранжирования стратегических задач имеет своих сторонников в Японии и США. Управление по слабым сигналам еще только складывается (Ансофф И., 1989). Ретроспективный анализ развития управления , как считает Ансофф И. (1989), позволяет сделать два вывода : · развитие систем управления подчиняется логике, которую диктует меняющийся характер задач, стоящих перед управлением; · каждая последующая система, как правило, не просто заменяла предыдущую систему. Она вбирала в себя ее достижения, расширяла и обогащала их. Эти выводы позволяют нам рассматривать накопленный опыт не как совокупность разрозненных методик решения различных проблем, а как методологический массив.
1.3. Место и роль системы управления в организации
Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию.Управленческая деятельность – это динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления . Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике и динамике . В статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации. В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса). Вероятно, этим объясняется разнообразие вариантов структуризации систем управления, которые мы рассмотрим ниже. Существует несколько подходов к определению роли и места системы управления в организации. Виханский О.С. и Наумов А.И. (1994) рассматривают это как процесс. Фатхутдинов Р.А. (1997) предпочитает рассматривать систему управления с учетом ее взаимодействия с внешней средой, называя это производственным менеджментом. Рассмотрим эти подходы подробнее

1.4 Основы системного подхода в управлении

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое.

Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой с внешним миром коммуникативными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений, мотивацию и контроль

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило своё значение. Появился новый термин «системный подход». Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система, и тем больше переменных, которые необходимо учесть. Например, проблема дискриминации при приёме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства и т.д. Если ресурсы недостаточны то основная цель разбивается на подцели, что облегчает подход к решению основной задачи.

1.5. Производство как система «ресурсы - продукция»

С точки зрения теории систем, любое идеальное образование представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного непроизводственного потребителя.

Бригада, цех, участок, функциональное подразделение – это организованные системы типа «ресурсы – продукция». Через службу снабжения, функции которой различны для разных систем (закупа, взаимоотношение с поставщиками, получение товаров и услуг, контроль качества) на вход системы «ресурсы – продукция» поступают различные виды ресурсов: энергия, финансы, материал, труд, информация по цене за единицу. Эти виды ресурсов преобразовываются в процессе производства (в «чёрном ящике») в продукцию – товары и услуги. Продукция – суть те же виды ресурсов, поступившие на вход системы, но в преобразованной форме.
Эта продукция через службу сбыта распределяется, продаётся, поставляется по цене за единицу, которая устанавливается службой сбыта. Цена определяется стоимостью затрат и добавленной стоимостью преобразования.

Соотношение между объёмами поступавших на входе ресурсов и полученной на выходе продукции определяет результаты функционирования производственной системы.

Каждая конкретная система обладает специфическими особенностями: сочетание видов ресурсов и затратами на них; сочетанием процессов преобразования; сочетанием видов продукции; видами воздействия окружающей среди и т.д. Здесь важно уяснить, что любой производственно – хозяйственной системе присущи все названные элементы и взаимосвязь между ними.

Концепция трех подсистем Виханского и Наумова

Концепция четырех подсистем Фатхутдинова

Концепция четырех переменных системы Евенко

Концепция структуризации СУ Л.И. Евенко (1983) основана на гипотезе о том, что структуризацию системы управления целесообразно проводить на основе четырех переменных (подсистем в современной терминологии) (рис. 2.8):

· организационная структура;

· руководство (лидерство);

· процессы;

· мотивированная деятельность (поведение).

Рис. 2.8. Переменные управления по Евенко

Концепция структуризации СУ Р.А. Фатхутдинова (1997) основана на гипотезе о том, что система управления состоит из четырех подсистем : целевая подсистема, обеспечивающая подсистема, функциональная подсистема, управляющая подсистема (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Концепция структуризации СУ по Фатхутдинову

Целевая подсистема:

· повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

· ресурсосбережение;

· расширение рынка сбыта товара;

· организационно-техническое развитие производства;

· социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

Обеспечивающая подсистема:

· методическое обеспечение;

· ресурсное обеспечение;

· информационное обеспечение;

· правовое обеспечение.

Функциональная подсистема:

· маркетинг;

· планирование;

· организация процессов;

· учет и контроль;

· мотивация;

· регулирование.

Управляющая подсистема:

· управление персоналом;

· социология и психология менеджмента;

· разработка и реализация управленческого решения;

· анализ в принятии решений;

· прогнозирование в принятии решений.

К факторам, влияющим на устойчивость и эффективность функцио­нирования системы, относятся компоненты внешней и внутренней сред.

Концепция О.С. Виханского и А.И. Наумова (1996) основана на гипотезе о том, что система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность – это функционирование системы управления .

СУ складывается и функционирует не только в соответствии с содержанием управленческих функций и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется СУ, а также в соответствии с имманентно присущими СУ принципами ее построения, функционирования и преобразования.


Система управления распадается на подсистемы, выделение которых наглядно проявилось относительно недавно. Различают следующие три подсистемы управления (рис. 2.10): структурно-функциональная подсистема системы управления (СФП); информационно-поведенческая подсистема системы управления (ИПП); подсистема саморазвития системы управления (ПСС).

Рис. 2.10. Структуризация СУ по Виханскому и Наумову

Концепция структуризации систем управления Виханского и Наумова позволяет в рамках системы управления выделять и исследовать (табл. 2.1) подсистемы, компоненты и элементы.

Таблица 2.1

Структуризация системы управления

Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей для достижения поставленных целей. Данное понятие является синонимом более понятного и привычного для многих термина « ».

Предметом воздействия менеджмента могут быть не только отдельные работники, но и сформированные определенным образом группы людей или какие-либо организации в целом.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемые в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, военная, общественная и т.д.), от ее размеров, от сферы деятельности, от уровня управления – иерархии (высшее, средний , нижний управления), от функций внутри организации (закупки, бухгалтерия, кадры…) и многих других факторов.

Несмотря на многообразие, функции менеджмента удалось обобщить и сформулировать основные, общие функции менеджмента. Это сделал Анри Файоль – французский инженер в 1888г.:

  • техническая;
  • коммерческая;
  • финансовая;
  • правовая;
  • административная.

Он также сформулировал и 5 основных элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, .

В настоящее время в процессе управления выделяют 3 этапа деятельности:

  1. Принятие управленческих решений. Данный этап состоит из целеполагания – установления целей и планирования – выделение этапов и определение сроков.
  2. Реализация управленческих решений

Включает в себя:

  • а) Организацию системы, выполняющей решения. Сюда входит формирование стратегии (определение способов достижения цели, планирование работы – определение задач и сроков исполнителям, мотивирование исполнителей.
  • б) Координацию и регулирование(согласование поведения элементов системы). Регулирование при этом рассматривается как ликвидация отклонений от плана. Регулирование происходит с использованием мотивации – вмешательства с целью ускорения.
  1. Контроль. Включает в себя контроль хода работ, учет и анализ результатов деятельности.

Результат процесса управления будет положительным лишь в том случае, если реализованы. Все эти функции.

управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является управляемой подсистемы и , поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы. Таким образом, управление возможно только в замкнутом контуре. Необходимое условие – наличие обратной связи от объекта управления.

Парадигма в экономической и управленческой науке определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов, определяющая тренд мышления исследователей и практиков.

С середины 20 в. вследствие бурного развития информационных технологий, предприятия и компании находятся в условиях, которые характеризуются тотальной конкуренцией, быстрыми переменами, растущими потоками информации и коммуникаций, увеличивающейся сложностью бизнеса и глобализацией. В результате сформировалась новая бизнес-среда, основными факторами развития которой являются:

  • знания – этот капитал стал стратегическим фактором
  • перемены – вызывают неопределенность и снижают предсказуемость развития событий
  • глобализация – раскрытие экономик, глобальная конкуренция.

Ответом на вызовы современных тенденций ведения бизнеса стал:

  • менеджмент знаний – приобретение и повышение эффективности использования интеллект. капитала компании;
  • менеджмент обучающихся организаций – способность не только наращивать производственно-хоз. деят-ть, но и наращивать интеллект. капитал.

А основной компетенцией менеджера на сегодня стала СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ.

Подсчитано, что амортизация образования на сегодня составляет 10-15% в год. Появился термин обучение в течение всей жизни – постоянное наращивание своего интеллектуального потенциала.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование