Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Закон «О применении контрольно — кассовой техники Закон о новых кассах 54 фз

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?

Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.

А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?

Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.

Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?

В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.

Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?

Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.

А считается ли встречным предоставлением товарообмен?

Да, считается.

Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.

Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?

Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.

В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?

Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.

Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?

Да, именно так.

Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?

Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.

Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).

По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.

Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».

При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.

Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.

Закон № 54-ФЗ, регулирующий применение ККТ, претерпел изменения и 3-го июля вышла его обновленная версия - в редакции Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Рассмотрим ключевые поправки, содержащиеся в ней.

Начнем с того, что изменилось само название 54-ФЗ и теперь оно «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», т.е. подразумевает все расчеты, а не только «… при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» как это было ранее.

Прежде, чем знакомиться с комментариями к изменениям в 54-ФЗ по онлайн-кассам, советуем изучить сам текст Закона 192-ФЗ от 03 июля 2018 года в любой правовой системе, например, Консультант Плюс — ССЫЛКА .

Кто еще освобожден от онлайн-касс с принятием Закона 192-ФЗ от 03 июля 2018 года

В первую очередь обращают на себя новые нормы Закона № 54-ФЗ - в редакции от 03.07.2018 года, по которым ряд хозяйствующих субъектов - в дополнение к тем, кто осуществляет виды деятельности по пункту 2 статьи 2 закона, получил освобождение от применения онлайн-касс.

Право не использовать онлайн-кассы теперь имеют:

  1. ИП на ПСН - осуществляющие любые виды деятельности, кроме :
  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания радиоэлектронного оборудования, бытовых приборов, часов;
  • ремонта из выпуску изделий из металла;
  • ремонта и техобслуживания автомоилей, мотоциклов;
  • оказания услуг по пассажирским перевозкам, грузоперевозкам наземным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • организации занятий физкультурой и спортом;
  • организации охоты;
  • занятия деятельностью в сфере медицины и фармацевтики;
  • организации проката;
  • розницы;
  • общепита;
  • выпуска молочной продукции;
  • рыболовства, разведения рыбы;
  • ремонта ПК, оборудования для связи.

Прочие разрешенные на ПСН виды деятельности, которые перечислены в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ - всего их несколько десятков, предприниматель теперь может вести без использования онлайн-кассы. При этом, вместо кассового чека ИП на патенте должен выдать своему клиенту чек товарный - в котором будут содержаться реквизиты, указанные в абзацах с 4-го по 12-й в пункте 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Остальным ИП на ПСН придется, если нет желания использовать онлайн-кассу, довольствоваться - по основаниям, приведенным в пункте 7.1 статьи 7 Закона № 290-ФЗ, который дополняет Закон № 54-ФЗ.

  1. ИП и юридические лица, которые ведут торговлю с помощью автоматов, принимающих исключительно монеты (при этом, автоматы должны быть полностью механическими без каких-либо электронных компонентов) .

Пример такого типа оборудования - механический автомат по продаже маленьких резиновых шариков для детей. Опустив туда монетку, ребенок или сопровождающий его взрослый могут извлечь понравившийся (или случайно попавшийся - в зависимости от конструкции аппарата) шарик.

  1. Государственные и муниципальные библиотеки - при оказании платных услуг гражданам (перечень таких услуг устанавливается Правительством России) .
  1. Организации, реализующие полномочия государственных и муниципальных органов власти при оказании платных услуг по предоставлению парковочных мест .

Отметим, что наряду с «либерализацией» норм Закона № 54-ФЗ, отражающей освобождение от применения ККТ некоторыми категориями хозяйствующих субъектов, можно пронаблюдать и факт существенного ужесточения ряда ранее действовавших критериев освобождения бизнесов от установки онлайн-касс.

Так, в положениях пункта 2 статьи 2 закона теперь сказано о том, что не применять ККТ можно при ведении разносной торговли только вне стационарной торговой сети . Ранее - при ведении любой разносной торговли.

Кстати, в новом законе присутствуют условно «либеральные» нормы (скорее разъясняющего характера, но, тем не менее стоящие внимания) - о том, что:

  • разносную торговлю можно вести «в том числе» на борту самолета или в вагоне поезда;
  • кассу можно не применять при торговле в розлив «безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой» (ранее — просто «безалкогольными напитками», к которым, однако, молоко и воду, в принципе можно было отнести и без прямой конкретизации - но законодатель решил их обособить от прочих напитков, не содержащих «градусов»).

Отметим также, что ИП и юридические лица, продающие при реализации газет и журналов (то есть, пользующиеся основанием для неприменения ККТ по пункту 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ), могут осуществлять продажу «сопутствующих товаров» и не использовать при этом онлайн-кассы. При этом, ассортимент «сопутствующих товаров» утверждается органом исполнительной власти региона.

Следующие изменения в Законе № 54-ФЗ касаются непосредственно пользования онлайн-кассой - прежде всего, в части организации выдачи кассовых чеков покупателям.

Кому разрешили не выдавать чек

В статье 1.2 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт 5.1 в котором появилась норма о том, что кассовый чек (или БСО) с онлайн-кассы хозяйствующий субъект вправе не выдавать, если:

  1. Расчеты осуществлены с помощью электронных платежных систем с использованием автоматических устройств в целях оплаты транспортных услуг - по перевозке пассажиров, грузов, багажа .

Таким устройством может быть, к примеру, терминал для покупки билетов (опционально — выписки посадочных талонов) в аэропорту.

  1. В расчетах использована вендинг-машина с дисплеем, где может быть отображен QR -код (с данными по чеку), который покупатель может отсканировать на смартфон .

Исключение в обоих случаях - если покупатель до момента расчета каким-либо образом сообщил продавцу свои контактные данные, на которые может быть отправлен кассовый чек в электронном виде. В этом случае электронный чек отправляется покупателю обязательно.

Отметим, что в указанных двух сценариях кассовый аппарат может быть использован в режиме без передачи данных в ФНС - то есть, можно сэкономить на подключении услуг Оператора фискальных данных.

Обязательное условие применение преференций по указанным двум сценариям - наличие на корпусе автоматического торгового оборудования легко читаемого идентификационного номера устройства (который при необходимости может быть проверен ФНС).

Новые правила выдачи чека при «дистанционной» продаже

В ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ присутствует (еще с предыдущей редакции) пункт 5, устанавливающий правила выдачи кассовых чеков при дистанционной торговле через интернет - при которой покупатель и продавец не взаимодействуют непосредственно. При осуществлении продаж таком формате Закон № 54-ФЗ предписывает продавцу направлять покупателю электронный чек на контакты, указанные при оформлении заказа.

В новой редакции статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ появился пункт 5.3, регулирующий выдачу чеков в правоотношениях, которые:

  • также характеризуются тем, что покупатель и продавец не взаимодействуют непосредственно между собой;
  • вместе с тем, «не попадают под действие» пункта 5 статьи 1.2 закона (как и пункта 5.1, рассмотренного нами выше).

Яркий пример таких правоотношений - когда покупатель оплачивает товар, выбранный в интернет-магазине, не через сайт данного интернет-магазина, а через банковскую кассу, взяв собой квитанцию с реквизитами продавца. Ранее подобная схема расчетов не регламентировалась на уровне федерального закона, а разъяснения государственных ведомств по ней были довольно противоречивыми. Теперь в Законе № 54-ФЗ появились нормы, регламентирующие расчеты в таких ситуациях.

Видео — комментарии от компании Консультант плюс к Федеральному закону 192-ФЗ от 03 июля 2018 года, который внес изменения в 54-ФЗ по онлайн-кассам:

Магазин, получивший оплату от покупателя через банк по квитанции (либо иным способом, не подходящим под расчеты, регламентированные пунктом 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ), должен передать покупателю кассовый чек:

  1. В электронном виде - на контакты, предоставленные самим покупателем, не позднее дня, следующего за тем, в котором осуществлен расчет (и не позднее момента передачи купленного товара).
  1. В бумажном варианте - одновременно с передачей товара (и если к тому моменту не было возможности отправить кассовый чек в силу того, что контакты не были предоставлены покупателем).
  2. В бумажном варианте - при ближайшем непосредственном контакте с покупателем (или его представителем), если к тому моменту не было возможности отправить электронный чек.

Таким образом, магазин, обнаружив приход на расчетном счете, отражающий факт оплаты товара покупателем по квитанции, должен «пробить» выручку и отправить покупателю электронный чек на предоставленные контакты. Если таких контактов нет - вручить бумажный чек при выдаче товара либо при первом обращении покупателя.

Чек коррекции — официально

В новой редакции Закона № 54-ФЗ дано официальное определение кассовому чеку коррекции. В принципе, оно соответствует тому, которое фактически звучало в разъяснениях официальных лиц, но его закрепление на уровне федерального законодательства - событие, которое заслуживает внимания.

В соответствии с новым пунктом 5.1 статьи 4.3 закона под кассовым чеком коррекции (или БСО коррекции) следует понимать фискальный документ, формируемый в целях фискализации ранее совершенных доходов или расходов, которые не были проведены через онлайн-кассу непосредственно в момент их совершения (например, в силу того, что онлайн-касса сломалась или ее было невозможно использовать, поскольку отключили электричество). Так, через чек коррекции пробивается выявленная в конце смены лишняя выручка или, наоборот, недостача - с применением, соответственно, признака «приход» или «расход» по чеку в реквизите «признак расчета».

Иных условий для применения чека коррекции законодательство не предусматривает. Для корректировки ошибочных операций по фискализации должны применяться обычные чеки - с использованием подходящих реквизитов «признак расчета» и сопутствующих ему.

Обязанности банковских агентов

Платежные агенты - посредники между продавцом и покупателем, могут вести деятельность в соответствии с двумя основными нормативными актами - Законом «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ (регулирует работу банковских платежных агентов - тех, которые ведут деятельность на основании договоров с банками) и Законом «О приеме платежей налоговыми агентами» № 103-ФЗ (регулирует работу «простых» платежных агентов - то есть, тех, которые не связаны договорами с банком).

В предыдущей редакции Закона № 54-ФЗ порядок приема платежей агентами регулировался довольно поверхностно: в пунктах 3 и 4 статьи 4.7 был лишь приведен перечень ряда дополнительных реквизитов к кассовому чеку, которые должны быть применены агентами. В новой редакции закона норм, регламентирующих порядок действий агентов в ходе приема платежей, стало заметно больше - если говорить конкретно о тех агентах, которые ведут деятельность в юрисдикции Закона № 161-ФЗ.

Так, в статье 1.2 появился новый пункт 5.5, по которому таким агентам при осуществлении автоматических расчетов прямо предписано выдавать плательщикам чеки в бумажном или электронном виде (если предоставлены контакты для этого). Ранее такая обязанность устанавливалась косвенно - из общей совокупности норм действовавшей тогда редакции Закона № 54-ФЗ.

В новой редакции Закона № 54-ФЗ также содержатся нормы, устанавливающие ряд технологических особенностей ККТ, используемой банковскими агентами, а также порядок определения адреса места расчетов с помощью такой ККТ.

Прочие изменения в 54-ФЗ по онлайн-кассам с 2018 года: на что обратить внимание

В свежей редакции Закона № 54-ФЗ определенно заслуживает внимания ряд норм, пусть и по многим признакам второстепенных, но все же значимых на практике. Так, полезно знать, что в соответствии с новой редакцией закона:

  1. Отчет о закрытии накопителя (например, при его замене в связи с истечением срока эксплуатации) может быть сформирован только после того, как в ФНС (при посредничестве ОФД) были переданы все предусмотренные техническими стандартами фискальные документы (и их получение подтверждено ОФД).
  1. В законе официально закреплено (до того подразумевалось), что в юрисдикцию нормативно-правового акта входят:
  • получение или выплата денежных средств в виде предоплаты, аванса за товар;
  • зачет, возврат предоплаты или аванса;
  • выдача и погашение займов на оплату товара;
  • операции в рамках процедур, соответствующих встречному предоставлению за те или иные товары.

Все указанные процедуры подлежат фискализации в установленном законом порядке - с учетом норм Закона № 54-ФЗ, требований, отраженных в форматах фискальных документов.

  1. Пользователь онлайн-кассы вправе сформировать общий кассовый чек в конце месяца (или иного периода, установленного законом) по расчетам, которым соответствует процедура зачета или возврата предоплаты (аванса) за услуги:
  • оказанные при проведении культурно-массовых мероприятий;
  • оказанные в транспортной сфере;
  • имеющие отношение к связи;
  • связанные с абонентской платой за облачное ПО, хостинг (и прочие электронные услуги, перечисленные в статье 174.2 НК РФ).

При этом, хозяйствующий субъект вправе не выдавать покупателю (клиенту) такой чек ни в каком виде.

  1. Если возврат или зачет осуществлены в рамках правоотношений, попадающих под действие пунктов 5 и 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ (то есть, осуществляемых в рамках дистанционной торговли), то данные виды расчетов подлежат фискализации с последующим направлением кассовых чеков клиентам в электронной форме.

Можно отметить, что в Законе № 54-ФЗ также установлены новые правила:

  • выдачи кассовых чеков страховщиками;
  • взаимодействия ответственных сторон при ведении реестра ККТ;
  • в части некоторых требований к ККТ;
  • в части некоторых положений в правилах регистрации ККТ, замены накопителя;
  • взаимодействия между органами власти и подотчетными им организациями, деятельность которых связана с реализацией положений закона на практике - прежде всего, речь идет об ОФД.

Безусловно, важную роль в понимании новшеств, закрепленных в свежей редакции Закона № 54-ФЗ, играет и позиция официальных органов - ждем актуальные разъяснения от ФНС, Минфина и иных структур.

Список поправок с комментариями

Предлагаем посмотреть комментарии к поправкам в 54-ФЗ, которые внес Федеральный закон 192-ФЗ от 03 июля 2018 года:

Суть поправки Старая формулировка Новая формулировка
1 Новое название закона.

Если раньше его действие распространялось только на наличные расчеты и расчеты с ЭСП, то теперь действие закона распространяется на все наличные и безналичные расчеты (за исключением расчетов между организациями и(или) ИП, осуществляемых без предъявления электронного средства платежа).

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа» Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов»
2 Операторы фискальных данных (равно как и производители ККТ и экспертные организации) теперь обязаны предоставлять в ФНС сведения о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ. Не было. Статья 4.5

2.1. Оператор фискальных данных обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи разрешения на обработку фискальных данных представить в уполномоченный орган указанные в абзацах втором — четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сведения о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа (при наличии) и учредителях оператора фискальных данных, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей оператора фискальных данных.

3 Значительно расширено определение расчетов.

Под расчетами теперь понимается не только любое движение денежных средств в наличной или безналичной форме, но и зачет ранее внесенной предоплаты (например, при реализации товара по подарочным картам), получение в качестве расчетов за товар иных вещей (например, при сдаче старой вещи в зачет стоимости приобретения новой (trade-in)).

Кроме того, расчетами теперь признаются получение и возврат целевых займов на покупку товаров, работ, услуг, а также займов, предоставленных ломбардами под залог вещей. При этом нецелевые займы, выданные МФО, и банковские кредиты (независимо от целевого назначения) не фискализируются.

Статья 1.1

расчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей;

Статья 1.1

Расчеты – прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок, выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

4 Статья 1.2

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Статья 1.2

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом .

5 Добавлено требование о том, что при оказании, например, предоплаченных услуг связи, транспортных услуг (по ранее приобретенным транспортным картам или билетам), после проведения представлений, оплаченных зрителями заранее, при предоставлении ранее оплаченного доступа к контенту в сети Интернет, и иных аналогичных услуг, пользователь ККТ обязан не позднее следующего рабочего дня сформировать и направить в ФНС кассовый чек, подтверждающий факт оказания таких услуг. При этом такой кассовый чек (или БСО) клиенту не выдается. Не было. Статья 1.2

При осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, определенные статьей 174 2 Налогового кодекса Российской Федерации (оказание услуг в сети Интернет автоматизированно с использованием информационно-телекоммуникационных технологий) , а также за иные услуги, определенные Правительством Российской Федерации, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При осуществлении указанных в пунктах 5 и 5 3 настоящей статьи расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

6 Кассовый чек при расчетах в сети Интернет по-прежнему должен направляться клиенту в электронной форме (на e-mail или абонентский номер), но при этом он может печататься или не печататься, на усмотрение пользователя. Статья 1.2

Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Статья 1.2

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке , исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, либо автоматическим устройством для расчетов , с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься .

7 Освобождены от печати кассовых чеков и БСО на бумажных носителях, а также от направления кассовых чеков и БСО на абонентский номер или e-mail (в случае если таковые не были предоставлены клиентом), а также наделены правом применения ККТ вне корпуса автоматического устройства для осуществления расчетов, пользователи ККТ в следующих случаях:

— оплате ЭСП в терминалах услуг перевозки пассажиров (грузов, багажа, грузобагажа);

— при использовании ЭСП в вендинговых аппаратах (кроме случаев продажи подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации).

ПРИМЕЧАНИЯ:

заводской номер должен быть нанесен на корпус терминала и легко читаем:

с 01 февраля 2020 года право не печатать и не направлять кассовый чек может быть использовано вендорами только при условии отображения QR-кода при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов.

Не было. Статья 1.2

Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:

1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, который позволяет покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее — QR-код).

Положения пункта 5 1 настоящей статьи, касающиеся условий применения пользователями контрольно-кассовой техники, применяются в случае наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов.

8 Для случаев осуществления расчетов за товар в безналичном порядке при отсутствии прямого взаимодействия покупателя с пользователем, но не попадающих под действие пунктов 5 и 5.1 Закона, например, если расчет осуществляется распоряжением на перевод денежных средств, подаваемым непосредственно в банк, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара. Не было. Статья 1.2

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5 1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5 4 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

При осуществлении расчетов, указанных в пункте 5 3 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

9 Банковские платежные агенты обязаны выдавать клиентам:

— не представившим e-mail или абонентский номер для направления чека – чеки на бумажном носителе

— представившим e-mail или абонентский номер для направления чека – на бумажном носителе и (или) в электронной форме на e-mail или абонентский номер, в том числе в виде сведений о чеке.

Не было. Статья 1.2

Банковские платежные агенты (субагенты), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов обязаны выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить покупателю (клиенту) кассовый чек в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) или сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).».

10 Кредитные организации освобождены от применения ККТ. Статья 2

Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств.

Статья 2

Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

11 Освобождены от применения ККТ вендоры, использующие механические вендинговые аппараты (при продаже жвачки, бахил и т.д.). Не было. Статья 2

Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

12 Ряд ИП на ПСН освобожден от применения ККТ при условии выдачи или направления клиенту документа, подтверждающего факт осуществления расчетов.

К таким ИП относятся, в том числе ИП, осуществляющие ремонт одежды и обуви, химчистка, изготовление ключей, ремонт мебели, фотоателье, ремонт жилья, сантехнические работы, репетиторство, уход за больными, услуги поваров на дому, сдача в аренду помещений, клининговые услуги и т.д.

При этом обязаны применять ККТ:

Парикмахерские и косметологии, ремонт радиоэлектронной аппаратуры, ремонт автотранспорта и транспортные услуги, ветеринарные услуги, охотхозяйства, медицинская и фармацевтическая деятельность, торговля и общепит, ремонт телефонов и компьютеров и т.д.

Не было. Статья 2

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 — 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346 43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4 7 настоящего Федерального закона.

13 Безналичные расчеты между организациями и (или) ИП, осуществляемые без предъявления ЭСП по-прежнему не фискализируются. Статья 2

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Статья 2

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

14 Расчеты за муниципальную парковку и библиотечные услуги не фискализируются.

При приеме денежных средств страховыми агентами кассовый чек (БСО) выдается (направляется) клиенту непосредственно самим страховщиком.

Не было. Статья 2

Пункты 10-12

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года
№ 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий,
научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

15 Дополнено, что ОФД могут осуществлять обработку фискальных данных без их обезличения, если это предусмотрено договором с пользователем ККТ. Статья 4.1.

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания таких фискальных данных.

Статья 4.1.

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания таких фискальных данных в соответствии с утверждаемыми уполномоченным органом требованиями к обезличиванию фискальных данных и методами обезличивания фискальных данных .

Статья 4.1.

Оператор фискальных данных может осуществлять обработку фискальных данных, полученных от пользователя, в интересах и по поручению такого пользователя в статистических или иных исследовательских целях без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных ) с учетом требований Федерального закона от 27 июля
2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Действие положений абзаца третьего настоящего пункта не распространяется на персональные данные покупателя (клиента).

16 Если раньше отчет о закрытии ФН мог не предоставляться в ФНС только при утрате или хищении ККТ, то теперь он может не предоставляться в случае заводского брака, при этом сам бракованный ФН должен быть представлен в ФНС для проведения экспертизы и считывания данных. Статья 4.2

В случае перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, за исключением снятия с учета в случае утраты или хищения такой контрольно-кассовой техники .

Статья 4.2

В случае перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя или снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя.

Сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта, могут не передаваться в налоговый орган в случае утраты контрольно-кассовой техники вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения контрольно-кассовой техники или поломки фискального накопителя вследствие заводского брака, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя. Факт указанной в настоящем абзаце поломки фискального накопителя вследствие заводского брака должен быть документально подтвержден изготовителем такого фискального накопителя.

17 Утвержден порядок действия пользователя ККТ в случае поломки ФН, исключающей возможность считывания данных. Не было. Статья 4.2

В случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.

Пользователь в течение пяти рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в отношении контрольно-кассовой техники, в составе которой применялся такой фискальный накопитель.

Изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере фискального накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя.

Уполномоченный орган вправе устанавливать состав дополнительных сведений, которые должно содержать заключение по результатам экспертизы фискального накопителя.

Пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявления о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае, если изготовителем фискального накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного фискального накопителя.

Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.

18 В случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или записи в ЕГРИП о прекращении деятельности ИП, ККТ такого лица снимается с учета автоматически, без дополнительных заявлений последнего. Не было. Статья 4.2

Контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

19 Добавлен новый случай, когда пользователь обязан использовать чек коррекции:

В случае если расчет был произведен им без применения ККТ в нарушение требований законодательства.

Статья 4.3 Статья 4.3

При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

20 Пользователь вправе направить в ФНС отчет о закрытии ФН только после того, как получит подтверждение ОФД о принятии всех фискальных документов, сформированных этим ФН. Не было. Статья 4.3

Отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи контрольно-кассовой техникой в налоговые органы через оператора фискальных данных всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через оператора фискальных данных, и получения контрольно-кассовой техникой подтверждения оператора фискальных данных в отношении всех этих фискальных документов.

21 Сроки наступления обязанности по применению ККТ не поменялись по сравнению с предыдущей редакцией.

Законопроект оптимизирует ранее существовавшие формулировки и уточняет их с учетом того, что часть ИП на ПСН вообще освобождается от применения ККТ (см. изменённую редакцию п. 2.1 ст. 2 Закона 54-ФЗ).

Статья 7 Закона 290-ФЗ

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.

Указанные в части 7 настоящей статьи организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику в части указанных видов деятельности до 1 июля 2019 года в следующих случаях:

3) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 — 15, 18 — 28, 30 — 44, 49 — 58, 60 — 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;

Статья 7 Закона 290-ФЗ

Утратил силу.

7 1 . Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346 26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года
№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года в случаях:

1) организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 — 5, 10 — 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 — 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;

3) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45 — 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

Контрольно-кассовой техникой являются электронные устройства, записывающие и хранящие фискальную информацию, которая впоследствии передаётся налоговым органам посредством соответствующих документов. Правила использования данных аппаратов предусматриваются Федеральным законом № 54-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” был принят Государственной Думой в третьем чтении 25 апреля 2003 года и одобрен Советом Федерации 14 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации 22 мая 2003 года.

ФЗ о торговле в новой редакции

Закон предусматривает требования к применению контрольно-кассовой техники и порядка произведения расчётов с использованием кассовых аппаратов с целью соблюдения прав потребителей, а также прав и интересов организаций и граждан.

Последние поправки, касающиеся применения ККТ

Последние изменения законодательства о кассовых аппаратах были внесены 3 июля 2016 года. В ходе поправок была внесена поправка в название закона. Термин “платёжные карты” был изменён на “электронные средства платежа“. Также были обновлены редакции следующего ряда статей и добавлены новые:

  • изменена статья 1, предусматривающая сферу деятельности законодательства;
  • добавлена статья 1.1, дающая определения основным терминам, фигурирующим в законе;
  • внесена статья 1.2, определяющая область использования кассовых аппаратов и требования к их эксплуатации;
  • отредактирована статья 2, предусматривающая нюансы использования контрольно-кассовой техники;
  • изменена формулировка положений статьи 3, устанавливающей правила заполнения реестра контрольно-кассовых аппаратов и реестра фискальных накопителей;
  • введена статья 3.1, устанавливающая требования к проведению экспертиз контрольно-кассовых аппаратов;
  • изложена в новой редакции статья 4, предусматривающая перечень требований к техническим характеристикам и основным функциям кассовой техники;
  • введена статья 4.1, устанавливающая перечень требований к фискальному накопителю;
  • добавлена статья 4.2, описывающая особенности процедуры регистрации кассовых аппаратов;
  • дополнена статья 4.3, предусматривающая особенности использования контрольно-кассовой техники;
  • добавлена статья 4.4, устанавливающая требования для получения разрешения на обработку фискальной информации;
  • внесена статья 4.5, определяющая перечень обязанностей оператора фискальных аппаратов;
  • включена новая статья под номером 4.6, которая описывает особенности оформления договора на обработку фискальных сведений;
  • введена статья 4.7, предусматривающая правила заполнения кассовых чеков и другой отчётной документации;
  • изменена редакция статьи 5, определяющей обязанности индивидуальных предпринимателей и организаций, которые производят расчёты;
  • изложена в новой редакции статья 7, устанавливающая права и обязанности налоговых органов, осуществляющих контроль за использованием кассовых аппаратов и за соблюдение положений настоящего законодательства.

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ 173

Статья 2 Федерального закона об использовании кассовой техники, предусматривает перечень особенностей и ограничений при эксплуатации кассовых аппаратов определёнными лицами при осуществлении их деятельности.

Кредитные организации, которые используют автоматические расчётные устройства для выполнения операций по приёму и выдаче наличных денег и использования электронных платёжных средств, не используют в своей деятельности контрольно-кассовую технику.

Пункт 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ позволяет не использовать кассовые аппараты, а производить самостоятельный расчёт, индивидуальным предпринимателям и организациям, которые осуществляют следующие виды деятельности:

  • торговля газетами и журналами, а также сопутствующими им товарами в газетных киосках;
  • реализация ценных бумаг;
  • продажа проездных документов водителями или кондукторами в транспортных средствах;
  • реализация продуктов питания преподавателям и ученикам во время учебных занятий;
  • сбыт товаров во время ярмарок и на розничных рынках;
  • торговля продовольственными и непродовольственными товарами при их разнос на дом;
  • продажа мороженого и разливных безалкогольных напитков;
  • торговля продуктами из автоцистерн, а также сельскохозяйственной продукцией;
  • предоставление услуг по починке и покраске обуви;
  • производство металлической галантереи и изготовление ключей;
  • выполнение услуг по присмотру за детьми, стариками и больными;
  • продажа художественных изделий и других рукодельных товаров непосредственно самим изготовителем;
  • услуги по вспашке огородов и распиловке дров;
  • предоставление жилой площади в аренду;
  • работа носильщиков на вокзалах и в портах;

Также оказывать услуги и производить расчёты без использования кассовых аппаратов имеют право предприниматели, осуществляющие свою деятельность в труднодоступных районах. Перечень данных областей утверждается правительством российской Федерации.

Аптеки, которые находятся при фельдшерских пунктах в отдалённых сельских населённых пунктах и обладающие соответствующей фармакологической лицензией, также могут не пользоваться контрольно-кассовой техникой;

Кассовые аппараты могут не использовать религиозные организации при проведении обрядов и церемоний и при предоставлении услуг соответствующего характера.

Пунктом 7 предусматривается возможность использования предпринимателями кассовых аппаратов, которые не осуществляют передачу фискальных данных в обязательном порядке налоговым органам. Данное право устанавливается для ряда отдалённых местностей, которые утверждаются исполнительными органами субъекта Российской Федерации, которые отвечают за реализацию государственной политики.

Скачать ФЗ 54 в последней редакции

Для детального ознакомления с положениями Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения от 03.07.2016, по ссылке ниже.

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" , содержатся в статье 1.1 Закона .

Таблица

Наиболее важные понятия

Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель - продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.

К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Новые понятия, используемые в законодательстве

Таким образом, понятно, что законом предусматривается:

Расширение электронного документооборота;

Использование новых автоматических устройств для расчетов;

Создание баз фискальных данных;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый "кабинет контрольно-кассовой техники".

Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.

Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.

Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.

Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.

Вместе с тем, для продавца - пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.

Применение контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ .

Таблица

Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").

Приведем перечень подобных товаров:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

Изменения в отношении применения ККТ

Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).

Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.

Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.

Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" . В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.

Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.

Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").

В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;

Наименование модели контрольно-кассовой техники;

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет");

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);

Наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.

Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Кроме заявления необходимо подать:

Заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;

Иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.

Соответственно, налоговый орган принимает решение:

О регистрации модели ККТ;

Об отказе в регистрации.

Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:

а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;

б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.

С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.

В данном реестре содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;

Наименование модели фискального накопителя;

Дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.

Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.

К заявлению необходимо приложить:

Копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;

Документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.

Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.

Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.

Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.

Введены новые требования к экспертным компаниям.

1. Состояние в реестре экспертных организаций.

В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:

Полное наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;

Наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.

2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.

Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.

3. Наличие чистых активов.

Чистые активы - это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.

Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ , п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ , п.1 Порядка , утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).

Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:

Обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование