Основатель BelkaCar — о том, как создавалась компания. BelkaCar: как три девушки развивают сервис каршеринга, борются с угонщиками (и выбивают льготы у правительства) Размах имеет значение

Московский каршеринг на этой неделе вновь оказался в центре скандала. На этот раз обошлось без разбитых авто и компенсаций на сотни тысяч, просто в интернете появилось бизнес-предложение для блогеров: «Вы пишете много негатива про одну каршеринговую контору и получаете за это заслуженное вознаграждение». Пользоваться услугами было не обязательно, можно было просто включить воображение и составить текст.

В Сети по этому поводу возникло два предположения: либо на рынке каршеринга стало настолько тесно, что в ход пошли такие грязные приемы, либо сама компания инициировала «ложную атаку» на себя, чтобы привлечь внимание. Такой хитрый пиар-ход.

И пока блогеры погрузились в поиски истинных мотивов нанимателей, мы в Daily Storm решили обратить внимание на сам рынок каршеринга, чтобы понять, что это за явление такое и почему оно столь интересно.



Что такое каршеринг

Для тех, кто не в курсе, каршеринг - это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной, почасовой или посуточной оплатой. Преимуществом такого проката является мобильность и отсутствие лишних формальностей: находите с помощью смартфона машину, выбираете и едете, никаких переговоров с операторами и ожидания на линии.

В Москве первый сервис был запущен осенью 2015-го и за два года набрал популярность: сейчас машины с оранжевым принтом на улицах города — отнюдь не редкость.

Для того чтобы арендовать автомобиль, достаточно просто пройти регистрацию на сайте, указав свои данные (паспорт, права, адрес проживания и т.д.), а также скачать мобильное приложение. Собственно, на этом практически вся волокита заканчивается (надо еще подписать договор, но зачастую конторы соглашаются сами вам его привезти). Однако есть свои тонкости: чтобы арендовать такое авто, вам должно быть больше 21 года, а стаж вождения должен составлять не менее двух лет. Если не отвечаете требованиям — такси или метро.




Главные игроки рынка каршеринга

Если на рынке каршеринга действительно началось масштабное противостояние с использованием черного пиара, то здесь и до использования других методов недалеко (никакого намека на административный ресурс!). Поэтому чтобы понять ситуацию, нужно познакомиться с игроками и уяснить, что они из себя представляют.

В настоящее время в Москве работают пять каршеринговых компаний: BelkaCar (именно про их сервис блогеров просили написать немного негатива), YouDrive, «Делимобиль», Anytime и Car5. А в сентябре добавится еще один оператор — Carenda.

Самая крупная компания — «Делимобиль» («Каршеринг Руссия»). 58% уставного капитала принадлежит в ней офшору — люксембургской «МК Листед Секьюритиз», которую связывают с другой фирмой — Mikro Kapital. Ее владелец — президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани, который столь плотно осел в России, что в разгар санкций пообещал пошить костюмы в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США. Также с Mikro Kapital связывают Дениса Саклакова — бизнесмена и хорошего знакомого Максима Ликсутова.

Другие представители «Делимобиля» тоже не чужды силовым видам спорта. Гендиректором «Каршеринг Руссия» числится Алексей Градов, а совладельцем - Артур Меликян. Оба работают в аппарате главы Международной федерации самбо Василия Шестакова. По состоянию на 2016 год прибыль компании составила 257 миллионов рублей.

Далее — YouDrive (она же НТС, гендиректор Борис Голиков). Ее хозяева уже не из мира единоборств. Здесь слились воедино немецкие технологии, бензин и мобильные приложения. 40% капитала YouDrive — у компании «Панавто» — официального дилера «Мерседес» в России. Оставшиеся 60% — у НГК. Ее владельцы прославились тем, что создали приложение для смартфонов Pump.Today по дистанционной доставке бензина прямо на парковку.

«Жертва блогеров» BelkaCar — на первый взгляд исключительно женский проект. Компанией управляют три подруги: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар. Про них ничего особо интересного не рассказать, в отличие от человека, которого называют главным инвестором этой каршеринговой компании — Дмитрия Зимина, основателя компании «ВымпелКом». Инвестиции в BelkaCar на первом этапе составили около 148 миллионов рублей.

Car5 — гендиректор и владелец (точнее, инженерного центра «Технологии информационной безопасности», который указан в договоре аренды) Андрей Розе. Наверное, самая незаметная личность в нашем списке. До того как прийти в каршеринг, он занимался традиционной арендой автомобилей.

Anytime — самая загадочная компания в списке. 95% принадлежит Сабине Якубовой, про которую известно, что она является супругой некоего Салима Якубова. Причем подробности его биографии найти практически невозможно. Даже его отчество удалось отыскать только среди участников одной московской конференции — Насимович. И тут у нас возникли подозрения по поводу причин такой скрытности. В 2009 году «Новая газета» в своей статье о Черкизовском рынке писала, что «делами по сдаче в аренду складов и продаже точек на Черкизоне ведал некий Якуб». Журналисты также уточняли, что партнера Зараха Илиева (хозяина Черкизовского) и соучредителя ООО «Фирма Илиев» звали Салим Нисонович Якубов. Нам удалось найти ООО «Фирма Илиев» в системе «СПАРК-Интерфакс», но ни Илиев, ни Якубов в числе совладельцев не значатся. Так что стопроцентной уверенности, что таинственный «Якуб с Черкизона» и муж хозяйки Anytime — один и тот же человек, у нас нет. В самой компании не смогли ответить на данный вопрос.




Размах имеет значение

Сейчас в Москве работают более трех тысяч каршеринговых машин. Если сравнивать с общим автопарком столицы — 4,8 миллиона автомобилей, то может показаться, что это капля в море.

Но здесь нужно учитывать два фактора.

Во-первых, динамика. По данным департамента транспорта Москвы, осенью 2016 года число каршеринговых автомобилей приближалось к тысяче. То есть меньше чем за год произошел рост в три раза. Но и это не предел: исследования показывают, что емкость рынка может достигать 15 тысяч машин.

Рынок, по словам экспертов, безусловно очень перспективен.

«В настоящее время не только в Москве, но и в стране в целом растет стоимость владения автомобилем. Для некоторой категории граждан — имею в виду тех, кому не надо пользоваться автомобилем постоянно, каршеринг — хорошая альтернатива”, — рассказывает Daily Storm автомобильный обозреватель Андрей Осипов.

Во-вторых, во всем мире соотношение каршеринговых автомобилей и частных примерно такое же, как и в Москве. Автопарк самой крупной компании, занимающейся краткосрочной арендой — Car2Go, составляет 12 тысяч машин. При этом раскиданы они по 7 странам мира. Плотность насыщения городов — Москвы, Берлина и Нью-Йорка — примерно одинаковая. Это видно по картам, на которые вы можете посмотреть ниже.

Хотя есть важная оговорка. По качеству и комфорту автомобили на западе на порядок выше: если у нас преобладающее большинство авто — это эконом-класс от Hyundai и Kia (не в обиду этим маркам, многие в редакции на них ездят), то в европейских каршеринг-компаниях основа автопарка — BMW и Mercedes.




IT и регионы

Еще одним признаком того, что рынок каршеринга — место весьма привлекательное, является интерес к нему со стороны интернет-компаний.

15 августа «Яндекс» выпустил первый агрегатор для каршеринговых компаний, который должен упростить использование сервисов. Задумка простая — сделать так, чтобы пользователям больше не надо было рыскать по нескольким приложениям и тратить драгоценное время на поиск свободного автомобиля, теперь на одной карте находятся автомобили сразу от нескольких компаний.

«Сейчас каршеринг активно развивается: им пользуются все больше людей, появляются новые каршеринговые компании, услуга приходит в регионы», — пояснил Антон Рязанов, руководитель «Яндекс.Каршеринга».

И касательно регионов. Там для развития подобного рода бизнеса перспективы огромные. Сейчас компании активно продвигают каршеринг в наиболее платежеспособных городах-миллионниках. Так, по данным портала cars-sharing.ru , помимо Москвы, в России сервис каршеринга доступен в Санкт-Петербурге в компаниях YouDrive, «Делимобиль» и Colesa. В Краснодарском крае — в городах Сочи, Адлер, Красная поляна, Туапсе — работают каршеринг-сервисы от компаний YourMove и UrentCar, а уже в октябре «Делимобиль» запустит услугу в Уфе.


Конкуренция

Относительно каршеринга еще один вопрос: для кого это конкурент — для общественного транспорта, частного или же такси? Эксперты настаивают на последнем варианте. Такую позицию высказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

«Все это — форма современной мобильности. В условиях мегаполиса наличие автомобиля становится необязательным. Я встречал случаи, когда люди действительно отказывались от своих автомобилей в пользу каршеринга или же такси”, — добавил эксперт.

Пока такси по популярности обходит каршеринг. Согласно данным Taxi Price Index 2017, Москва заняла третье место по дешевизне за 1 км поездки, уступив только Каиру и Бангкоку.


Рынок официально существует с 2015 года. Тогда московское правительство начало выдавать разрешения на каршеринг. Когда мы выходили на рынок, продвинутые люди уже знали о каршеринге, но основная масса — нет. За год мы выставили более 1000 машин и этим подогрели рынок.

Правительство Москвы выпустило специальное законодательство, чтобы каршерингу давали скидки на парковочные разрешения. За паркинг одной машины мы платим 24 тысячи в год. Задача власти — борьба с пробками и трафиком. Только общественным транспортом этого решить нельзя. Один каршеринговый автомобиль убирает 15 обычных.

Как создавался бизнес BelkaCar

С точки зрения предпринимателя, это очень сложный бизнес, сервисно ориентированный. Чтобы запустить каршеринг, вы должны хорошо разбираться в IT, иметь огромную операционную часть. Это десятки перегонщиков, управляющих парком. Также приходится взаимодействовать с нарушителями, преступниками, не давать им попадать в ваши автомобили или как-то реагировать, если они что-то с ними сделали. Это непростая задача.

У нас не было опыта ни в автомобильном бизнесе, ни в бизнесе аренды автомобилей. И вообще, в принципе, опыта построения своего бизнеса.

Мы начали переговоры с инвесторами, составили список фондов, которые имели опыт работы в России, но находились за рубежом. То есть они не боялись России, как многие другие инвесторы. Но потом начался «Крымнаш», и переговоры закончились. Мы поняли, что это бесполезно, закончили на тот момент со всеми иностранными инвесторами и пошли по российским. Мы ходили по всем фондам, нам говорили: «Покажите метрики. Сколько примерно стоит у вас подключение одного пользователя?». Но чтобы показать метрики, мы должны были запуститься.

Дальше мы пошли по ангелам [бизнес-ангел – частный венчурный инвестор, обеспечивающий финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах развития – прим. Трушеринга]. С ними тоже были сложные переговоры, потому что, как правило, если ангел дает много денег, он сильно участвует в бизнесе, а это иногда противоречит нашим интересам. В итоге мы на долговые деньги создали продукт, а фонд привлекли уже в октябре. И уже перед запуском, который состоялся 25 октября прошлого года, фонд подтвердил нам сделку. Они изучали, насколько я понимаю, рынок каршеринга и выбрали нас.

Об автопарке

Кажется, что есть много марок. Но на автомобильном рынке все решает адекватная цена. Для эконом-сегмента мы выбрали Kia. Где-то через полгода после запуска мы задумались о люксовом сегменте. В декабре начали читать пресс-релизы от европейских каршерингов — они все запускали люкс и говорили через несколько месяцев, что круто пошло. В первую неделю запуска мерседесов у нас был обвал очереди, обвал колл-центра. Мы не ожидали такого спроса.

Весь рынок каршеринга работает в лизинг на два или три года, потом машины должны обновляться. Еще по закону мы не можем брать б/у. Машина, которой больше одного года, тоже не проходит. Мы напрямую общаемся с Mercedes, не через дилеров. Они поддержали этот проект на самом высоком уровне, дали и скидку, и маркетинговую поддержку.

Цвет машин Белки — синий. А оранжевый должен быть на всех каршеринговых машинах, вместе с полосами и знаком Московского каршеринга. По-другому оформлять нельзя: это не соответствует законодательству, и вы тогда не получаете парковочное удостоверение.

О нарушениях

Бывает, снимают колеса или фары. Одна банда украла 9 комплектов фар. Когда кто-то попадает в ДТП на каршеринговом автомобиле, последствия бывают разные. Если водитель был пьян, страховка не действует. Если вы передали автомобиль соседу, а он не зарегистрирован, та же история, и у вас 50 000 штрафа.

Однажды ночью, в 2013 году, сидя на кухне в Москве после дня обучения в Стартап академии Сколково, Екатерина Макарова и Елена Мурадова решили позвонить своей, в прошлом, однокурснице по Калифорнийскому государственному университету, Лориане Сардар. Она жила уже несколько лет в Милане, где в последнее время очень бурно начал развиваться каршеринг. Вдохновленные опытом Милана, они решили попробовать сделать это в Москве. Москва, в то время, задыхалась от пробок, и только начали появляться платные парковки.

Они были убеждены, что идея приживется в Москве и окажет благоприятное влияние на транспортную среду, так как средний москвич использовал личный автомобиль всего 4 % времени, а 96 % автомобиль простаивал мертвым грузом, но в тоже время каждый день на переполненных дорогах Москвы появлялось 600 новых автомобилей. Стало понятно: у этой проблемы должно быть какое-то решение, пришло время каршеринга.

Но мечте суждено было осуществиться только в конце 2015 года, когда появилась возможность финансировать проект.

О компании BelkaCar

BelkaCar - это компания, предоставляющая сервис, который позволяет людям находить рядом с собой доступные автомобили и арендовать их через мобильное приложение, причём очень быстро, удобно и недорого. Компания основана в 2015 году Екатериной Макаровой, Лорианой Сардар и Еленой Мурадовой, вместе получившими MBA в Калифорнийском государственном университете. С первого дня запуска сервиса компания выставила 100 автомобилей в Москве.

Сервис работает по концепции «все включено» - это означает, что парковка, бензин и страховка уже включены в стоимость услуги. BelkaCar работает как с частными, так и с корпоративными клиентами, а также большое внимание уделяет работе с университетами.

Основной ценностью компании является технологичность и открытость, поэтому у компании молодая и амбициозная команда, средний возраст сотрудника - 25 лет.

Собственная ИТ-платформа позволяет предоставлять качественный сервис и оперативно реагировать на обратную связь от клиентов.

Основатели

Екатерина Макарова

Отвечает за маркетинговую стратегию и ИТ-инфраструктуру. В течение 15 лет курировала маркетинговые коммуникации в крупных ИТ-компаниях, участвовала в продвижении продуктовых портфелей Intel, Microsoft, IBM и др. В 2009 году получила степень MBA в California State University, East Bay. В 2013 году закончила Стартап академию Сколково.

Лориана Сардар

Отвечает за финансовый блок и операционную деятельность компании, взаимоотношения с инвесторами (IR) и GR. Ранее управляла проектами в компании «Вымпелком», много лет работала в инвестиционной компании, отвечала за инвестиционный анализ проектов. В 2009 году получила степень MBA в California State University, East Bay. В 2013 году закончила магистратуру SDA Bocconi.

Как стало известно “Ъ”, акционеры одного из крупнейших в России сервисов каршеринга BelkaCar обсуждают возможность продажи части бизнеса потенциальным инвесторам, среди которых автоконцерн Volkswagen и венчурный фонд Sistema_VC. Компания оценивает себя в $100 млн. Консультации проходят на фоне судебного процесса на Кипре, в котором участвуют BelkaCar и крупнейший акционер сервиса, швейцарская Bryanston Group.


Акционеры BelkaCar ведут переговоры о привлечении инвесторов, представители компании встречались в том числе с немецким концерном Volkswagen и фондом Sistema_VC (входит в АФК «Система»), рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Компания ищет деньги на развитие, чтобы не отставать от роста рынка каршеринга, подтвердил собеседник, осведомленный о переговорах. «BelkaCar говорят инвесторам, что стоят $100 млн, но с выходом "Яндекса" на рынок каршеринга такая оценка выглядит завышенной»,- считает один из собеседников.

В пресс-службе BelkaCar сообщили, что «в целом вопрос про продажу акций или выпуск новых сейчас неактуален», так как компания «не находится в фазе закрытия раунда». Представители Sistema_VC «неоднократно общались с основателями» BelkaCar и наблюдали за развитием ее бизнеса, сообщил вице-президент по инвестициям фонда Искандер Гиниятуллин, подчеркнув, что предметных переговоров об инвестициях в BelkaCar фонд не ведет. Представитель Volkswagen не подтвердила и не опровергла информацию о переговорах по поводу инвестиций в BelkaCar.

Парк BelkaCar состоит из 4,3 тыс. автомобилей в Москве и Сочи. По данным издания «Трушеринг», по этому показателю сервис занимает третье место на рынке, уступая «Делимобилю», у которого около 6 тыс. автомобилей в 11 городах, и «Яндекс.Драйву» с примерно 8,53 тыс. автомобилей в Москве и Петербурге.

Volkswagen и Sistema_VC не единственные, кто может рассмотреть инвестиции в BelkaCar, говорит собеседник “Ъ”. По его словам, в прошлом году представители структур концерна Daimler (производитель Mercedes-Benz) проводили due diligence BelkaCar, также к этому сервису, как и другим каршеринговым компаниям, присматривается Mail.ru Group. В «Мерседес-Бенц Рус» отказались от комментариев. Представитель Mail.ru Group говорит, что холдинг рассматривает различные варианты усиления позиций в транспортном сегменте.

Привлечение инвестиций в BelkaCar осложняется тем, что акционер сервиса швейцарская Bryanston Group стала ответчиком по иску на Кипре, сообщил источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Эта компания получила долю в сервисе, инвестировав в него «несколько миллионов долларов», в 2017 году. Кроме нее, BelkaCar владеют основательницы Екатерина Макарова, Лориана Сардар и Елена Мурадова.

В октябре 2018 года окружной суд Никосии по требованию мюнхенской B.S. Beteiligungsgesellschaft mbH ограничил активы Bryanston Group на €26,9 млн, также запретив кипрской BelkaCar Ltd продавать 52,47% управляющего сервисом АО «Каршеринг», следует из копии решения суда (есть у “Ъ”). Владельцем B.S. Beteiligungsgesellschaft выступает экс-президент Bryanston Resources Бенедикт Соботка, сообщила его адвокат Кристина Котсапа. Иск подан в связи с мошенничеством и сговором компаний BelkaCar, Bryanston Group, Bryanston Resources, их владельцев и менеджеров, что привело к потере активов Bryanston Resources, включая 52% BelkaCar, утверждает адвокат.

Часть акций временно заблокирована, подтвердили в пресс-службе BelkaCar: «Это стандартная процедура блокировки акций до решения суда». Его решение ожидается «в ближайшее время», ситуация «никак не влияет на операционную деятельность», отметили в BelkaCar. Прямого ограничения на инвестиции решение суда не создает, оно лишь налагает обеспечительные меры на пакет акций, принадлежащий ответчику, отмечает партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Владислав Новый, Халиль Аминов

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование