Почему время идет только вперед, но не назад? Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны Идет время но не меркнут годы войны

Энтропия, по мнению Больцмана, заключается в вероятности. Объекты с низкой энтропией аккуратно организованы, поэтому вряд ли существуют. Объекты с высокой энтропией расплывчатыми, а значит, вероятность их существования высока. Энтропия всегда растет, потому что вещам намного проще быть беспорядочными.

Возможно, это звучит удручающе, особенно если вы любите порядок в доме. Но дайте идеям Больцмана шанс: они, похоже, могут объяснить стрелу времени.

Подход Больцмана к энтропии объясняет, почему она всегда увеличивается. Это, в свою очередь, предполагает, почему мы всегда испытываем временные перемещения вперед. Если Вселенная в целом движется от низкой энтропии к высокой энтропии, мы никогда не увидим, как что-то идет вспять.

Мы не увидим, как собирается яйцо, потому что есть много способов организовать части яйца, и почти все они приводят скорее к разбитому яйцу, нежели к целому. Точно так же обратно не расплавится лед, ожоги не исцелятся, а лодыжки не стянутся обратно после растяжения.

Определение энтропии по Больцману даже объясняет, почему мы помним прошлое, но не будущее. Представьте обратное: у вас есть воспоминание о событии, затем оно происходит и воспоминание исчезает. Шансы на то, что это произойдет с этим мозгом, чрезвычайно малы. По мнению Больцмана, будущее отличается от прошлого просто потому, что увеличивается энтропия. Но его назойливые оппоненты указали на ошибку в его рассуждениях.

Больцман сказал, что энтропия увеличивается по мере вашего движения в будущем, благодаря вероятностям, которые управляют поведением малых объектов вроде атомов. Но эти мелкие объекты сами по себе повинуются фундаментальным законам физики, которые не проводят черту между прошлым и будущим. Поэтому аргумент Больцмана можно перевернуть с ног на голову. Если вы утверждаете, что энтропия растет по мере вашего движения в будущее, вы можете утверждать, что энтропия будет расти по мере движения в прошлое.

Больцман думал, что яйцо скорее разобьется, чем останется целым, было бы разумно ожидать, что целые яйца будут разбиваться. Но есть и другая интерпретация. Интактные яйца настолько редкие и невероятные, что яйца должны проводить большую часть своего времени разбитыми, крайне редко собираясь вместе, чтобы на мгновение стать целыми и после снова разбиться. Короче говоря, можно использовать идеи Больцмана об энтропии, утверждая, что будущее и прошлое должны быть похожими. Но мы этого не наблюдаем, поэтому возвращаемся на исходную позицию. Почему, в конце концов, существует стрела времени?

Больцман предложил несколько решений этой проблемы. Одно из лучших стало известно как гипотеза прошлого. Она очень простая: в определенный момент в далеком прошлом Вселенная пребывала в состоянии низкой энтропии. Если это так, брешь в рассуждениях Больцмана затягивается. Будущее и прошлое выглядят по-разному, потому что прошлое имело энтропию выше, чем будущее. Поэтому яйца бьются, но не собираются.

Вроде логично, но возникает новый вопрос: почему гипотеза прошлого должна быть верной? Состояние низкой энтропии маловероятно, почему тогда энтропия Вселенной в прошлом должна быть низкой? Больцману так и не удалось решить этот вопрос. Пребывая в состоянии почти постоянной депрессии, отвергнутый физическим сообществом, он был уверен, что труд его жизни будет забыт. На семейном празднике близ Триеста в 1906 году Людвиг Больцман повесился.

Его самоубийство было особенно трагичным, поскольку уже через десять лет физики приняли идеи Больцмана об атомах. Более того, в последующие десятилетия новые открытия показали, что гипотезе прошлого вполне могут быть найдены объяснения.


В 20 веке наша картина Вселенной кардинально изменилась. Мы обнаружили, что у нее есть начало.

Во времена Больцмана большинство физиков считали, что Вселенная вечная - существовала всегда. Но в 1920-х годах астрономы обнаружили, что галактики разлетаются. Вселенная расширяется, догадались они. А значит, когда-то все было куда ближе и теснее.

В течение следующих нескольких десятилетий физики пришли к соглашению, что Вселенная началась с невероятно горячей и плотной точки. Она быстро расширилась и остыла, образовав все существующее ныне. Это быстрое расширение из крошечной горячей Вселенной назвали Большим Взрывом.

Все говорило в пользу гипотезы прошлого. «Люди сказали: хорошо, очевидно, что у юной Вселенной энтропия была низкой, - говорит Кэрролл. - Но почему энтропия была изначально низкой, 14 миллиардов лет назад во времена Большого Взрыва, никто не знает».

Справедливости ради стоит отметить, что огромный космический взрыв явно не звучит как что-то с низкой энтропией. Взрывы обычно представлены чем угодно, только не порядком. Было много способов организации материи и энергии в юной Вселенной, поэтому она была горячей, крошечной и расширялась. Однако, как оказалось, энтропия немного другая, когда вокруг так много энергии.


Представьте огромный пустой регион космоса, в центре которого находится облако газа с массой Солнца. Гравитация стягивает газ воедино, поэтому газ становится плотно сбитым и в конечном итоге коллапсирует в звезду. Как это возможно, если энтропия постоянно растет? У газа есть больше способов организации, когда он рассеивается и рассредоточивается.

Привилегия массы

Ответ в том, что гравитация влияет на энтропию, но как именно, физики до сих пор не понимают. В случае с массивными объектами набрать массу будет означать более высокую энтропию, нежели быть плотным и однородным. Поэтому Вселенная с галактиками, звездами и планетами обладает более высокой энтропией, нежели Вселенная, заполненная горячим и плотным газом.

У нас появляется новая проблема. Тот сорт Вселенной, который появился сразу после Большого Взрыва, горячий и плотный, обладает низкой энтропией, а значит, маловероятен. «Едва ли вы ожидали бы извлечь такое из мешка со вселенными», - говорит Кэрролл.

Каким образом наша Вселенная начала с такого маловероятного состояния? Даже неясно, какой ответ нам хотелось бы найти. «Что будет считаться научным объяснением изначального состояния вселенной?», - спрашивает Тим Модлин, философ физики Нью-Йоркского университета.

Есть идея, что до Большого Взрыва что-то было. Можно считать это низкой энтропией юной Вселенной? Кэрролл и один из его бывших студентов предложили модель, в которой «младенческие» вселенные постоянно приходят к существованию, отделяясь от родительской вселенной и расширяясь, подобно нашей собственной. Эти крошки-вселенные начинают с низкой энтропией, но энтропия « » в целом всегда будет выше.

Если это правда, юные вселенные только на вид кажутся с низкой энтропией, поскольку мы не видим общую картину. То же самое может быть справедливо для стрелы времени. «Такого рода идея предполагает, что далекое прошлое нашей общей картины вселенной абсолютно похоже на далекое будущее», - говорит Кэрролл.


Широкого соглашения по объяснению Кэрролла нет. Только предложения, но ничего многообещающего. Часть проблемы заключается в том, что наши лучшие теории физики не могут объяснить Большой Взрыв. Без объяснения того, что произошло во время рождения Вселенной, мы не можем объяснить, почему она обладает низкой энтропией.

Современная физика полагается на две крупные теории. Квантовая механика объясняет поведение небольших вещей вроде атомов, а общая теория относительности объясняет крупные вещи вроде звезд. Но совместить .

Поэтому, если что-то будет очень малым и очень тяжелым, вроде вселенной во время Большого Взрыва, физики окажутся в тупике. Чтобы объяснить юную вселенную, им необходимо совместить две теории в «теорию всего». Общая теория, скорее всего, объяснит стрелу времени. Также эта теория объяснит, как природа выстраивает пространство и время. Но за десятки лет никто даже близко не подобрался к теории всего. Хотя кандидаты, безусловно, имеются.

Самой многообещающей теорией всего может оказаться теория струн, которая утверждает, что все субатомные частицы . Струнная теория также гласит, что у пространства есть дополнительные измерения, помимо известных трех, которые свернуты до микроскопических размеров, а мы живем в своего рода множественной вселенной.

Все это звучит довольно странно. Тем не менее большинство физиков частиц видят в теории струн нашего лучшего кандидата на теорию всего. Впрочем, это не помогает нам объяснить, почему время движется вперед. Как и почти любая другая фундаментальная физическая теория, уравнения теории струн не проводят строгую черту между прошлым и будущим. Даже если теория струн окажется верной, она может и не объяснить стрелу времени.


Работая с Ли Смолиным в Институте Периметра в Ватерлоо, Канада, Марина Кортес трудится над альтернативами струнной теории, которые включают стрелу времени на фундаментальном уровне.

Кортес и Смолин предполагают, что Вселенная состоит из ряда совершенно уникальных событий, которые никогда не повторяются. Каждый набор событий может влиять только на события в следующем наборе, выстраивая таким образом стрелу времени. «Мы надеемся, что если сможем применить эти типы уравнений к космологии, то придем к проблеме начальных условий Вселенной и обнаружим, что в них нет ничего особенного», - говорит Кортес.

Это объяснение полностью расходится с больцмановским, когда стрела времени вытекает из законов вероятности. «Время не иллюзия, - считает Кортес. - Оно существует и оно действительно движется вперед».

Большинство физиков не видят проблему в объяснениях Больцмана. «Больцман указал правильное направление для поиска решения, и очень давно, - говорит Дэвид Альберт, философ физики Колумбийского университета в Нью-Йорке. - Есть реальная надежда, что если копнуть достаточно глубоко, то все окажется так, как и говорил Больцман». Кэрролл соглашается. «Если Большой Взрыв будет с низкой энтропией, на этом все. Мы сможем объяснить все различия между прошлым и будущим».


Как бы то ни было, чтобы объяснить стрелу времени, нам нужно объяснить состояние низкой энтропии на старте нашей Вселенной. Для этого может пригодиться любая теория, теория всего, теория струн, теория причинных рядов Кортес и Смолина. Люди ищут теорию всего уже 90 лет. Как нам ее найти? ?

Мы можем проверить ее на чем-то очень маленьком и плотном. Но мы не можем вернуться назад во времени к Большому Взрыву, не можем и нырнуть в черную дыру и послать информацию из нее. Что нам нужно сделать, если мы действительно хотим объяснить, почему разбитые яйца не собираются обратно?

Наши лучшие надежды возлагаются на крупнейшую машину в истории человечества. - это ускоритель частиц, который лежит 27-километровым кольцом на границе Франции и Швейцарии. Он сталкивает протоны почти на скорости света. Феноменальная энергия этих столкновений рождает новые частицы.


Последние два года БАК был закрыт на ремонт, но весной 2015 года он вернулся и заработал с удвоенной силой. В 2012 году он обнаружил давно искомый бозон Хиггса. Это открытие принесло Нобелевскую премию, но теперь БАК хочет побить свои собственные рекорды. Если повезет, БАК может пролить свет на новые и неожиданные фундаментальные частицы, которые укажут нам в направлении теории всего.

Пройдет несколько лет, прежде чем ученые соберут и проанализируют все необходимые данные. И, может, тогда мы, наконец, поймем, почему вы не можете просто собрать это глупое яйцо со своего лица.

Урок- подготовка к сжатому изложению.

Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

Продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

Создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, листы оценки, листы формата А3, маркеры. (урок проводится в кабинете информатики).

Ход урока.

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока . Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Что такое микротема?

Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.

Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Слайд №2. Фонохрестоматия,аудиозапись.

«Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста. Слайд №3 Работа с маркерами

Назовите признаки текста.

1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (Война, победа, фашизм, фронт, партизанский тыл капля крови, поле боя, миллионы жизней…)

2. Текст имеет идею.

Идея текста в том,..

3.Текст можно озаглавить.

(В данном случае название дано)

4.Текст разделен на 3 абзаца.

С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель: Составьте план текста.

План текста.

1. Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны

2. Народность характера Великой Отечественной войны.

3. Победа, значение которой непреходящее для человечества

Определите тип данного текста. Докажите.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Далее по тексту идут доказательства: 1Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика 2. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов

и вывод - Жертвы были не напрасны, на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2) доказательства с привлечением аргументов;

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает помнить о победе в Великой Отечественной войне, значение которой непреходящее для человечества..

Работа с маркерами

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова человечество, народность.

5. Работа над сжатием текста.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

1. Замены:

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

Замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

Исключение повторов;

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

3. Слияния:

Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Первое сжатое текста.

(Читает свой вариант)

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.

(Обучающийся читает свой вариант ответа)

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. исключение повторов;

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

Примерный текст:

Идет время,но не меркнут в человеческой памяти годы войны,величие
нашей победы над немецким фашизмом.Трудно переоценить ее значение в
истории.Мы Вспоминаем уроки,преподаваемые нам войной. Миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.Одно из положительных черт войны-народность.Когда боролись все-от мала,до велика.Наши Жертвы были не напрасны.Солдаты погибли исполняя свой долг,и мы обязаны помнить их имена. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.

Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания

Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

Передано ли основное содержание исходного текста?

Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хо­зяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от ма­ла до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и ду­ховных сил народа, огромные материальные затра­ты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата нашего народа за его самую трудную и замеча­тельную в веках победу. Солдатской же платой, лич­ным взносом бойца во имя грядущего часто оказыва­лась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, ино­го выхода не было. И миллионы молодых, да и по­старше людей - мужчин, парней, женщин - при­няли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны пом­нить, не забыть в смене лет их имена и их дело, пове­дать потомкам о смысле их жизни и особенно - их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчи­ва и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в заб­вение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в

документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняют­ся из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понима­ем, как нам нужно знать о них по возможности больше. Вспомнить о них - долг всех живу­щих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, опла­тили своей.

(По В. Быкову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7.

(1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. (2)Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

(3)- Здрасте!

(4)Баба Настасья спросила:

(5)- Чего надо-то?

(б) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:

(7)- Реликвии войны есть? (8)Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фо­тографии, награды есть?

(9)- Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, - сказала она неуверенно, нау­гад. - (10)Годится?

(11)Письмо было коротким и простым, (12)Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

«(13)3дравствуй, жена моя Настасья! (14)С приве­том к тебе твой муж Петр. (15)Живу я неплохо.

(16) Курево выдают своевременно, (17)Но вместо махорки - табак безвкусный. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок. (19)Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок.
(20)Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. (21)Копаешь, а от окопа пашней пахнет. (22)И от этого родного запаха щемит сердце. (23)А сколько еще про­воюем, не знаю.

(24)Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и сосе­дям.

(25)С фронтовым приветом, твой муж Петр».

(26)Когда кончили чтение письма, конопатенькая девчушка покачала головой:

(27)- Нет, это не реликвия. (28)Все про табак, про портянки. (29)А клятвы нет.

(30)- Какой клятвы? - глухо спросила баба На­стасья.

(31)- «Умрем, но не отступим!» - как по-писаному сказал старший.

(32)Баба Настасья изумленно посмотрела на ре­бят.

(33)- Не хотел он умирать, - сказала она.

(34)- Поэтому и не реликвия, - тихо сказала ко­нопатенькая.

(Зб) Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тя­жело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, ко­торое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.

(38) Когда много лет назад письмо пришло с фрон­та, все бабы завидовали ей. (ЗЭ) Потому что никто дав­но не получал писем, которые бы согревали душу.

(40) На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

(42) И вот тогда они требовали от Настасьи:

(43)- Читай письмо!

(44)Настасья- в который раз! - начинала чи­тать:

(45)- «Здравствуй, жена моя Настасья!,.» (4б) И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ними. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (50) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

(52)- У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

(53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне...

(54)И так продолжалось долго. (55)Из других дере­вень приходили почитать Настасьино письмо. (56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

(57)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. (58)А раз пришло письмо - значит, он жив.

(59)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портян­ки...

(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не от­ступим!»

(61)Баба Настасья вздохнула.

(По Ю. Яковлеву)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правиль­ный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. Какое высказывание соответствует основной мысли текста?


  1. Только тот может считаться героем, кто, защищая Родину, клянется в любви к ней.

  2. Ребята правы, считая реликвиями только боевые награды и фронтовые фотографии.

  3. Истинная любовь к Родине не нуждается в громких словах: она проверяется делами на
    ее благо.

  4. Нужно создавать музеи военной славы.
А2. Почему рассказчик утверждает, что «письмо как бы стало общим, принадлежало всей дерев­не»?

  1. Это письмо баба Настасья читала всем жителям деревни.

  2. Каждая слушательница отдыхала во время чтения письма.

  3. Письмо мужа бабы Настасьи очень интересное.

  4. Письмо утешало женщин, внушало веру в победу, прибавляло им сил.
АЗ. Как характеризуют бабу Настасью воспомина­ния о событиях, связанных с войной (предложе­ния 38-60)?

  1. Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.

  2. Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.

  3. Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.

  4. Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.
А4. В прямом значении слово «реликвия» означает объект религиозного поклонения, связанный с атрибутами повседневной «мирской» жизни свя­тых, пророков или даже божеств, который в представлении верующих обладает необыкно­венной, таинственной силой.

Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.


  1. воспоминания бабы Настасьи

  1. суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны

  1. обычная житейская вещь

  1. письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом
А5. По контексту определите значение слова чуди­лось. Подберите стилистически нейтральный си­ноним и напишите его.

А6. В какой из пар указанных предложений кон­текстные синонимы помогают понять тяготы тыла?


  1. (40)На фронте была своя война, а в деревне -своя: надрывались бабы, когда вместо лошади
    впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось
    темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

  2. (54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино
    письмо.

  3. (38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому
    что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

  4. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались
    по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.
    (бО)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
А7. В каком варианте ответа указаны средства рече­вой выразительности, использованные автором в предложениях 47-49?

  1. инверсия

  2. градация

  3. синтаксический параллелизм

  4. эпифора
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В Случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

В1.Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синони­


мами. Напишите эти синонимы.

В2.Из предложений 4-7 выпишите слово с непрове­ряемой безударной гласной в корне.

В3.Из предложений 50-55 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­
вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении приближения к чему-либо».

В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:


«Бели в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на
-УЮ(-ЮЮ), то пишется суффикс -ОВА-("ЕВА-)».

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­


пишите цифры, обозначающие занятые при обособленном приложении.

  • Мы собираем музей Великой Отечественной войны, (1)у вас фотографии, (2) награды есть?

  • Есть у меня письмо с фронта, (3) от мужа моего, (4) Петра Васильевича» (5) - сказала
    она неуверенно, (6) наугад.
В6. . Укажи те номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред­
ложения.

(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она знала наизусть.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы­


пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (1) все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

На фронте была своя война, (2) а в деревне - своя: надрывались бабы» (3) когда вместо лоша­ди впрягались в плуг. Такая это была пахота, (4) что в конце полосы в глазах становилось темно, (5) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (6) и падали бабы на землю, (7) как сол­даты под огнем.

В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.

В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.

В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными прида-


точными. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ. Аудиотексты изложений по русскому языку. Текст 26. Цель: подготовить обучающихся к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (ОГЭ). Звук в формате МР3.

Просмотр содержимого документа
«Текст 26»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

В данном ресурсе представлена методическая разработка урока по заявленной теме, мультимедийное сопровождение урока в виде презентации, интерактивный тест, который выдаёт оценку по результатам, лист самооценки, раздаточный материал. Урок подчинен одной общей теме, теме Великой Отечественной войны. Содержит интересные тексты по данной теме. Задачи урока:

1. Закрепление изученного по теме урока

2. Нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;

3. Составление схем СП;

4. Построение сложных синтаксических конструкций (ССК);

5. Применение ССК в собственной речи;

6. Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

7. Подготовка к ЕГЭ;

8. Воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАША СИЛА И ВОЛЯ

Прочитаем текст В. Быкова, известного белорусского писателя. Определим тему текста, основную мысль автора. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. 2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. 3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. 5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой. 6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. 8)И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

9)Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было сознание вопиющей безвременности этой его гибели.

10)Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. 11)У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы.

12)Как известно, на войне место в боевом строю не выбирают. 13)Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.

14)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. 15)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов. 16)И хотя за послевоенные годы все восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, чем прежде, невидимые следы войны еще остаются в сердцах и душах людей.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование