Положение конкурса на лучший проект памятника. Положение о конкурсе на лучший эскизный проект памятника марии афанасьевне гаевской. В проекте должны присутствовать

Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника А. И. Солженицыну в г. Москве проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 474 «О праздновании 100-летия со дня рождения А. И. Солженицына» и Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 100-летия со дня рождения А. И. Солженицына, подготовленного Организационным комитетом, а также во исполнение Постановление Московской городской Думы №134 от 20 сентября 2017 года «О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 июня 2001 года № 97 «О Перечне предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Конкурс проводится с целью выбора лучшего проекта памятника, наиболее полно отражающего образ Александра Исаевича Солженицына и его выдающийся вклад в развитие мировой и российской культуры. Место установки памятника: г. Москва, ул. Солженицына, сквер между домами 11 и 13.

  • Тип конкурса: открытый одноэтапный архитектурный конкурс.
  • Приглашаются к участию: скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники и промышленные дизайнеры - как самостоятельные авторы, так и в составе творческих коллективов и консорциумов.
  • Регистрационный взнос: отсутствует.
  • Окончание регистрации: 20 ноября 2017 года.
  • Крайний срок подачи проектов: 27 ноября 2017 года.
  • Дата объявления результатов: 7 декабря 2017 года.
  • Призовой фонд: общий призовой фонд - 600 000 рублей + реализация. 1-я премия - 250 000 рублей + договор на дальнейшую разработку и реализацию; 2-я премия - 200 000 рублей; 3-я премия - 150 000 рублей.
  • Организатор: МОО «Союз московских архитекторов» при поддержке Министерства культуры РФ. Партнеры конкурса: Российская Академия художеств, Союз архитекторов России, Творческий Союз художников России, Объединение московских скульпторов.
  • Инициатор: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына».
  • Полное название конкурса: Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника А. И. Солженицыну в г. Москве.
  • Официальная страница конкурса: moscowarch.ru/news/konkurs-na-pamyatnik-solzhenicynu .
  • Контакты: [email protected] .

Конкурс приурочен к празднованию юбилея - 100-летия со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, выдающегося общественного и политического деятеля, публициста, русского поэта, писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) который будет отмечаться в России и мире в 2018 году.


Требования к проекту

  • Художественное решение памятника должно отражать особенности личности, биографии и основные достижения А. И. Солженицына. Организаторы и инициаторы конкурса оставляют на усмотрение авторов/авторских коллективов формат, материал, стилистику и композиционное решение памятника;
  • Проект памятника должен включать объемно-пространственное решение памятника и постамента, а также планировочное и ландшафтное решение прилегающей территории, с использованием элементов озеленения, декоративного мощения, малых архитектурных форм, мультимедийного, светового оборудования, а также других приемов при создании сложной художественно-скульптурной композиции. В проекте должны быть отражены способы использования прилегающей к памятнику территории для проведения публичных мероприятий и отдыха горожан;
  • При создании памятника необходимо добиться сомасштабности и композиционного единства создаваемого памятника и окружающего контекста;
  • В случае создания памятника в реалистичной манере, необходимо добиться портретно достоверного образа Александра Исаевича Солженицына. Для создания образа конкурсанты могут использовать предоставляемые организаторами фото- и видеоматериалы, а также публичные изображения, размещенные в печатных изданиях и в сети интернет;
  • В случае создания памятника в реалистичной манере, предпочтительна композиция с стоящей или идущей фигурой Александра Исаевича Солженицына. По просьбе членов семьи, композиций с сидящей фигурой желательно избегать;
  • При разработке художественного решения памятника и постамента допускается, но не является обязательным, использование дополнительных элементов, демонстрирующих факты биографии, достижения и сферу деятельности А. И. Солженицына.


Регламент конкурса

  • Подача заявки - до 20 ноября 2017.
  • Подача проектных материалов - до 19:00 часов 27 ноября 2017 года.
  • Выставка конкурсных проектов - с 28 ноября по 07 декабря 2017 года в выставочном зале на 3 этаже Центрального Дома архитектора (г. Москва, Гранатный переулок, 9);
  • Экспертиза конкурсных проектов - с 29 ноября по 04 декабря 2017 г.;
  • Заседание жюри - не позднее 06 декабря 2017 года;
  • Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоится 07 декабря 2017 года в 19:00 в выставочном зале Центрального Дома архитектора (г. Москва, Гранатный переулок, 9)

Жюри

В состав жюри войдут представители Министерства культуры РФ, Департамента культуры г. Москвы, Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», Русского благотворительного фонда Александра Солженицына, Российской Академии художеств, Союза московских архитекторов и другие эксперты, а также члены семьи А.И. Солженицына

Критерии оценки

  • выразительность пластического и художественного образа конкурсного проекта;
  • портретное сходство;
  • оригинальность и профессионализм исполнения и подачи проекта памятника.

Призовой фонд

  • Первая премия - 250 000 руб.
  • Вторая премия - 200 000 руб.
  • Третья премия - 150 000 руб.

Ученики 4 класса МОУ "Социокультурный центр" с. Лопхари

Идея проекта - создание мини-скульптур эскизов памятников из пластилина для сел нашего района.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект «Эскизы памятников для сел Шурышкарского района» Над проектом работали ученики 4 класса МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари Учитель: Ануфриева Светлана Романовна http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

I. Подготовительный этап Определение темы. На уроке изобразительного искусства мы узнали о скульпторах-анималистах, знаменитых скульптурах. Нам предстояло создать объёмный образ любого животного или вылепить скульптурную композицию. Тогда возникла идея этого проекта. Решили создать мини-скульптуры памятников из пластилина, по эскизам которых можно было действительно создать памятники и украсить ими некоторые села нашего Шурышкарского района. Определили тему проекта: «« Эскизы памятников для сел Шурышкарского района ». http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

2. Постановка проблемы Что мы видим? Памятники есть почти в каждом населенном пункте. Есть они и в селах нашего района. В Мужах это памятник писателю И.Г. Истомину, установлена мемориальная доска Н.В.Архангельского – Героя Советского Союза, имя писателя Юрия Афанасьева вписано на мемориальной доске дома, где он раньше жил. В каждом селе Шурышкарского района есть памятники павшим в годы Великой Отечественной войны. Сделали вывод, что в нашем районе немного памятников, а ведь они украшают место, где мы живем и хранят память о каких-то интересных событиях, людях с необычной судьбой, представляют то, чем знаменито место. Что мы можем исправить? Мы можем создать эскизы скульптур из пластилина, чтобы по этим эскизам можно было в будущем создать памятники для сел Шурышкарского района. http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

3. Цель проекта: Создание эскизов памятников для сел Шурышкарского района. Задачи: Узнать, чем знамениты наши места. Провести поиск информации о выбранном объекте. Слепить из пластилина мини-скульптуру. http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

Сроки проекта: 2 недели. Форма продуктов проектной деятельности: мини-скульптуры из пластилина и их презентация. http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

4. Составление плана проекта Поиск информации об интересных событиях нашего района. Проведение опросов родных, окружающих людей. Выбор своего наилучшего варианта каждым учеником. Обоснование идеи создания своего памятника. Лепка из пластилина мини-скульптуры своего варианта. http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

II. Основной этап 1. Определение актуальности: Почему возникла идея создания именно такой мини-скульптуры? Каждый из учеников определил для себя, что будет лепить и почему. Лера Я. – «Есть легенда о создании села Лопхари. В ней говорится, что когда-то на берегу нашли обломок весла для лодки. Здесь жили мастера по изготовлению весел. Село назвали Лопхари. Поэтому в селе Лопхари можно поставить памятник лодке с веслами». Сюзанна Я. – «Собака – верный друг человека. У нас на севере это хороший помощник охотникам и оленеводам. Памятник собаке можно поставить в любом селе нашего района». Екатерина Я. – «Я знаю, что в моем роду были хорошие рыбаки. В нашем районе много знаменитых рыбаков. Рыболовство –одно из главных занятий людей. Памятник рыбаку можно поставить в любом поселке нашего района» Никита Т. – «У нас в районе много рыбаков, многие с большим стажем. Есть любители, которые ловят рыбу удочкой. Можно поставить памятник рыбаку с удочкой». Кирилл Х. – «Недалеко от нашего села гнездится птица стерх. Это редкая и священная птица, которую надо охранять. Надо в Лопхарях поставить памятник стерху. Стерх изображен на флаге села и гербе района». http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

II. Основной этап 1. Определение актуальности: Владлен Р. – «На Севере олень – первый помощник. Олени дают мясо, шкуры, на них ездят с одного места на другое. У меня есть родственники - оленеводы в Овгорте. Надо поставить памятник оленю в районном центре Мужи». Ярослав Е. – «Мой папа – рыбак. Это тяжелый труд. Рыба – основная еда у нас в районе. Надо поставить в районе памятник рыбаку, в том месте, где есть рыбозавод». Евгений М. – «Наше село назвали так, потому что с хантыйского языка переводится как «лопасть весла» - Лопхари. Здесь когда-то нашли лопасть весла. Здесь надо поставить памятник лодке с веслом». Юлия Я. – «В наших краях обитают стерхи. Их занесли в Красную книгу. Увидеть танец стерха – к добру. Памятник такой красивой птице надо поставить в нашем селе или в Мужах. Богдан Н. – «Без собаки у нас никуда. Она и дом охраняет, жизни спасает, на охоте помогает. Преданное животное. Надо, чтобы люди помнили всегда, что о собаках надо заботиться». http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

II. Основной этап 2. Сбор информации Мы посетили сельскую и школьную библиотеки, чтобы посмотреть литературу по своей теме; ознакомились со стендами и некоторыми материалами школьного музея; провели беседы с родными; смотрели информацию в сети Интернет, где узнали о знаменитых скульптурах всего мира, из чего сделаны, какого размера бывают. http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

II. Основной этап 3. Выполнение собственных исследований Мы высчитывали примерный размер, материал для изготовления памятника, определяли место; провели несколько опросов «Кому поставить памятник в нашем селе, районе?», «Нужен ли какой-нибудь памятник в нашем районе?»; один учащийся даже побывал с отцом-рыбаком на зимней рыбалке. http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

II. Основной этап 4. Подготовка выводов по проделанной работе Общие: «Работа над нашим проектом была очень интересной; узнали о происхождении названия села; чем занимаются люди в нашем районе, какие животные обитают; узнали о других памятниках мира и нашего района; у нас получились хорошие и интересные мини-скульптуры; памятники обязательно надо возводить, чтобы люди знали как важна профессия рыбака, оленевода, знали о друзьях-животных, о которых надо заботиться, о сохранении редкой птицы – стерх. 5. Оформление работы http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

III. Итоговый Представление результатов проекта; защита проекта Эскиз памятника собаке ученика 4 класса Нахрачева Богдана Наши мини-скульптуры: Эскиз памятника оленю ученика 4 класса Рылова Владлена http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

Эскиз памятника стерху ученика 4 класса Хороля Кирилла Эскиз памятника рыбаку ученика 4 класса Енова Ярослава Эскиз памятника рыбаку ученика 4 класса Тоярова Никиты Эскиз памятника в с. Лопхари «Как произошло наше село» ученицы 4 класса Яркиной Валерии http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

Эскиз памятника стерху ученицы 4 класса Яркиной Юлии Эскиз памятника шурышкарским рыбакам ученицы 4 класса Яркиной Екатерины Эскиз памятника в селе Лопхари 4 класса Матвеева Евгения Эскиз памятника собаке ученицы 4 класса Яркиной Сюзанны http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

А вдруг? Может через несколько лет мы увидим памятники по созданным нами эскизам! http://www.o-detstve/ru Портал о детстве Детский проект

61. Жилой дом XVII— XIX вв. в Ордынском тупике в Москве. План с картограммой разновременных кладок
1 — середина XVII в.;
2 — вторая половина XVII в.;
3 — конец XVII в.;
4 — середина XVII в.;
5—1770-е годы;
6 — XIXв.;
7 — XXв. (по И.А. Киселеву)



62. Развертка стен трапезной палаты церкви Сергия в Кирилло-Белозерском монастыре (фрагмент). Картограмма разновременных кладок
1 — середина XVI в.;
2 — середина XVIIв.;
3 —XVIII в.;
4 —XIX в.






63. Исследования звонницы Софийского собора в Новгороде (по Ю.Э. Крушельницкому).
а — картограмма разновременных кладок;
б — реконструкция звонницы XVв.;
в — реконструкция звонницы XVI в.;
г — реконструкция звонницы XVII в.;
д — проект реставрации



64. Пример подачи проекта реставрации. Жилой дом XVII — XIX вв. в Ордынском тупике в Москве. План (по И.А. Киселеву)
1 — восстановление кладки;
2 — разборка кладки;
3 — зона главнейших и дополнительных исследований в ходе производства реставрации;
4 — элементы, подлежащие уточнению



65. Пример подачи проекта Фасад дома Перкуно в Каунасе (архит. реставрации. Д. Зарецкене, Г. Янюкштис)

66. Пример подачи проекта реставрации Фасад церкви Михаила Архангела в Смоленске
1 — восстановление плинфовой кладки;
2 — восстановление кладки из большемерного кирпича;
3 — разборка кладки;
4 — реконструируемые кровли;
5 — участки экспозиции открытой кладки памятника;
6— выявление сбитых старых деталей;
7 — существующий уровень земли

В состав эскизного проекта должно входить обоснование научно-проектных решений, которое строится на анализе результатов проведенного исследования. Поскольку отдельные разделы отчетных исследовательских материалов при всей полноте содержащихся в них сведений, как правило, не составляют достаточно ценой картины, обычно требуется включить в текстовую часть проекта их обобщение. При этом ставятся задачи: 1) охарактеризовать, что, по данным исследования, представляет собой памятник в данный момент и в какой степени сохранились в нем подлинные элементы первоначальной архитектуры и архитектуры последующих периодов; 2) подробно осветить, какие из утраченных форм памятника могут быть точно реконструированы на основе полученной в ходе исследования информации.

Характеристика степени сохранности разновременных элементов может быть представлена только словесно, но для памятников со сложной строительной историей бывает также целесообразно представить графические картограммы, дающие ясное представление о том, к какому времени относятся различные части здания или элементы его конструкции и декора. Детальность таких картограмм отражает степень полноты произведенного исследования. В основном принято представлять в виде картограмм планы памятника, что дает ясную картину последовательности сложения его композиции (рис. 61).

Но для зданий, подвергшихся многократным перестройкам, поверхность стен которых представляет собой конгломерат разновременных кладок, иногда приходится выполнять также картограммы фасадов, разрезов или разверток стен (рис. 62).

Картограммы могут совмещаться с обмерными чертежами, но в тех случаях, когда чертежи имеют большую насыщенность, желательно прилагать их в виде отдельных дополнительных схем.

Анализ выявленных возможностей достоверной реконструкции утраченных форм памятника, служит непосредственной основой для дальнейшего реставрационного проектирования, поэтому ему следует уделять особое внимание. Описывая полученные сведения о существовавших прежде архитектурных формах памятника, необходимо не только перечислить, что из утраченного может быть реконструировано, но очень четко и объективно охарактеризовать степень полноты и точности полученных данных.

Если только материал это позволяет, очень желательно представить собранные данные о первоначальном виде памятника и об основных этапах последующего изменения его облика в виде графической реконструкции или серии графических реконструкций. Такая наглядная иллюстрация исследования дает возможность проследить историю архитектурного развития памятника, что немаловажно для целей выработки реставрационного решения, поскольку помогает полнее оценить значение тех или иных особенностей сооружения и его позднейших наслоений (рис. 63).

Но графические реконструкции, особенно когда это касается наиболее значительных памятников, часто имеют самостоятельное научное значение, предоставляя базу для важных выводов историко-архитектурного порядка.

Лишь в отдельных исключительных случаях графические реконструкции утраченного облика здания могут претендовать на безупречную обоснованность во всех своих деталях. По большей части, выполняющему их исследователю приходится для полноты зрительного представления дополнять точно воспроизводимые детали другими, которые за недостаточностью данных показываются предположительно, на основании использования аналогий либо схематично. Все такие предположительные моменты обязательно должны быть оговорены в тексте. Кроме того, желательно делать графические разграничения между тем, что показывается на основании неопровержимых свидетельств, и тем, что такого подтверждения не имеет. На схемах и перспективных рисунках иногда трудно ввести подобное разграничение, но для масштабных ортогональных чертежей это вполне возможно.

Важная часть эскизного проекта реставрации— принципиальное обоснование принимаемого решения, исходящее из оценки памятника и его существующего состояния. Для этого, прежде всего, должно быть охарактеризовано историческое и художественное значение памятника в целом, определена историко-художественная ценность основных позднейших наслоений и выделены те из них, которые такой ценностью не обладают и наличие которых отрицательно сказывается на эстетическом восприятии памятника. Исходя из этого формулируется отношение к наслоениям, отраженное в проекте. Кроме того, необходима мотивировка предусмотренных реставрационных дополнений и объективная оценка степени документальной обоснованности их восстановления. Здесь же решается, в какой степени должны быть зрительно выделены новые включения. Следует также рассмотреть, как могут отразиться предлагаемые реставрационные изменения на сложившихся ансамблевых связях памятника. Наконец, должно быть показано, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника и предусматриваемыми работами по его приспособлению.

В чертежах эскизного проекта представляются основные проекции памятника. На них не только изображается вид, который памятник должен получить в конечном итоге, но и характеризуются намечаемые реставрационные работы. Представление о существе реставрационных изменений, которое можно составить, сличая проектные чертежи с обмером, чаще всего оказывается недостаточным. Необходимо, чтобы сами проектные чертежи несли информацию об объеме и характере реставрационного вмешательства. Поэтому на планах сооружения принято показывать специальными обозначениями (обычно штриховкой) предлагаемые разборки и дополнения (рис. 64).

Для сложных и ответственных случаев такая же система обозначений должна даваться и на остальных проекциях (рис. 65, 66).

Известные неполнота и условность эскизного проекта реставрации, вызванные необходимостью его разработки до полного раскрытия памятника, также определенным образом отражаются на форме представления проекта. То обстоятельство, что восстановление различных элементов на этой стадии работ может быть документировано с разной степенью точности, прежде всего требует соответствующих оговорок в пояснительной записке, но обычно получает отражение также и в чертежной графике. Принято особо выделять на чертежах все то, что показывается условно, предварительно и рассчитано на уточнение в ходе реставрационных работ, при производстве соответствующих разборок. Такие элементы обычно показываются пунктиром либо сопровождаются иным условным обозначением. Для этого на полях чертежа нередко делаются надписи со всеми необходимыми пояснениями.

Некоторые особенности имеет и система простановки размеров на чертежах эскизного проекта реставрации. Так, обозначение осей на планах дается лишь для общей ориентировки и возможности соотнесения чертежей с текстом, поскольку при нерегулярной форме, которую часто имеет памятник, известной кривизне, непостоянной толщине и непараллельности стен не существует геометрически правильных осей. Иногда же оси вовсе не обозначаются. По этой же причине достаточно условный характер имеют и показанные на чертежах вертикальные отметки, поскольку не только горизонтальные членения фасадов, но часто и перекрытия существенно наклонены и не имеют единого уровня. Поэтому на чертежи основных проекций выносятся лишь некоторые главные размеры, но зато к ним обязательно прилагается линейный масштаб. Более подробно проставляются размеры тех элементов, которые подлежат восстановлению, причем важна их привязка к фиксированным точкам существующих частей памятника.

Эскизный проект должен также включать перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника, которые требуют разработки специальных проектов. В нем должны быть сформулированы особые требования к проведению реставрационных работ, обусловленные наличием росписей, лепнины, резных деталей, уникальных конструкций, аварийностью отдельных частей памятника или другими специфическими условиями.

Приложениями к эскизному проекту реставрации служат основные исследовательские материалы: историческая справка, комплект чертежей архитектурно-археологического обмера, отчеты об археологическом исследовании и описание зондажей. К проекту прилагаются инженерно-конструктивное и технологическое заключения, характеризующие конструктивно-техническое состояние памятника, причины и характер происходящих разрушительных процессов. Сюда же включаются, в зависимости от особенностей памятника и производящихся исследований, заключение художника-реставратора о наличии остатков древних росписей и их состоянии, заключение лаборатории по исследованию образцов и другие дополнительные материалы.

Поскольку до начала производства реставрационных работ невозможно заранее с требуемой точностью определить объем предстоящих работ, сметная документация на стадии эскизного проекта чаще всего разрабатывается в форме сметно-финансового расчета с последующим выпуском детальных смет по мере раскрытия памятника.

Эскизы памятников – самый главный элемент в процессе создания монумента. Это первый набросок, чертеж, который позволит представить, как будет выглядеть надгробие на могиле вашего родного и близкого человека. Специалисты нашей компании, готовы изобразить на бумаге, а затем воплотить в камне любой проект, составленный вами.

Изготовление эскиза надгробий

Составление эскиза требуется для того, чтобы понимать, как именно должен выглядеть памятник. В нашем каталоге вы можете найти большое количество чертежей надгробий. Если предоставленные варианты не удовлетворяют пожелания, то наши дизайнеры составят эскизы памятников на могилу по индивидуальному проекту.

Эскиз стандартного памятника арт: А119

Памятник оформлен на одну персону. Стандартный портрет по плечи — 25х30 см, ФИО и эпитафия. Для оформления использованы крест и свеча.

Эскиз обратной стороны памятника

Пример оформления обратной стороны, при этом форма памятника не важна: для декора оборота выбирают модели с полировкой 5 сторон.

Для того чтобы составить эскизы памятников, в первую очередь набрасывается черновой вариант всех необходимых элементов. В зависимости от ваших предпочтений и материальных возможностей это могут быть, например, ограды, цоколь, цветник, скульптуры. Затем с помощью специальной компьютерной программы составляется 3D модель.

Эскиз семейного памятника арт: В236

Памятник оформлен на 2 персоны, и оставлено место ещё для 6 человек. Фото на керамике на эскизе оформляется овалами.

Эскиз семейного памятника В116

Семейное надгробие для 3 человек. Семейная пара и одна родственная персона разделены крестом.

После того как проект одобрен заказчиком, нужно выбрать материал для изготовления надгробий. Наши специалисты могут составить эскизы памятников из гранита, мрамора или гранитополимера, а компьютерная программа позволит увидеть, как изделие будет выглядеть при дневном освещении и какое расположение наиболее выгодно подчеркнет все достоинства камня.

Наши товары и услуги

Варианты надгробий

Как было упомянуто выше, на нашем сайте эскизы памятников и надгробий представлены в большом количестве. Вы можете выбрать один из понравившихся или создать набросок эксклюзивного надгробия, эскиз мемориальной доски или мемориального комплекса, содержащего в себе ограду, столик, скамейку, цоколь, цветник, вазу, скульптуры и сам монумент, оформленный гравировкой портрета, эпитафиями, виньетками, любыми рисунками и религиозными символами.

Для того чтобы составить такой собственный проект, изначально нужно сделать эскиз памятника, определиться с тем, какую форму он будет иметь. Это может быть стандартная прямоугольная стела, расположенная горизонтально для двойной могилы или вертикально для одного захоронения. Также есть вариант оформить ее с плавным, скошенным верхом или в виде трапеции.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование