Приказ о создании комиссии. Комиссия по аттестации рабочих мест Как создать аттестационную комиссию

Не всегда глава предприятия обладает компетентностью для решения круга вопросов, возникающих в процессе экономической и хозяйственной деятельности. Для того чтобы справится с проблемами, руководителям организаций и учреждений приходится прибегать к помощи профессионалов, досконально разбирающихся в сути вопроса. Любая комиссия представляет собой группу специалистов определенной сферы или орган, предназначение которых – выполнение поставленных руководителем предприятия целей, задач или функций. Комиссии создаются на основании распорядительного документа — приказа о создании комиссии и могут выполнять самые разные поручения.

Аттестационный орган создается с целью изучения представленных документов и материалов, касающихся кадров предприятия. Члены комиссии уполномочены заслушивать отчеты аттестуемых сотрудников о проделанной работе.

Состав комиссии включает в себя председателя, лицо, его замещающее, секретаря, нескольких членов и представителя профсоюзной организации.

В соответствии с недавно принятым Министерством здравоохранения и соцразвития Порядком по аттестации работников, руководитель аттестуемого предприятия не уполномочен организовывать и проводить аттестационные мероприятия. Такие процедуры на сегодняшний день – прерогатива специально созданных аттестующих органов, которые по требованию руководителей аттестуемых организаций должны предоставлять информацию о своей аккредитации. При проведении аттестации работника на заседании всех членов комиссии присутствие его линейного начальника обязательно.

По окончании аттестационной процедуры принимается коллегиальное решение. В письменном заключении комиссии указывается, подлежит рабочее место аттестации, оптимизации или ликвидации. Для обоснованности и правильности аттестационных выводов используется проведение комплексного технико-экономического исследования и анализа. Сертификация производственных объектов основывается на результатах аттестации и сертификации оборудования и рабочих мест.

Членами комиссии могут быть вынесены рекомендации в отношении должностных повышений и включению в состав резерва. В обязанности секретаря комиссии входит ведение протоколов заседания по каждому рассматриваемому вопросу, которые должны быть подшиты книгу, все листы которой шнуруются и нумеруются.

Документ подлежит хранению в кадровой службе. Все материалы аттестационных комиссий могут быть рассмотрены в качестве обоснования для формирования резервов рабочих мест, организации плановой работы предприятия.

Порядок оформления приказа

Для того чтобы полномочия комиссии считались действующими, присутствовать на заседании должны более 65% ее участников.

На этапе подготовки аттестации рабочих мест необходимо провести следующие мероприятия:

  • оформить решение главы организации о намерении осуществить аттестационные процедуры в отношении работников;
  • составить приказ о созыве аттестационной комиссии;
  • утвердить график проведения заседаний.

Форма приказа не является унифицированной, поэтому этот документ разрабатывается управленческим составом предприятия, с соблюдением общих требований к его составлению.

Верхняя часть приказа должна содержать сведения о названии предприятия, проставлен регистрационный номер, место и дата оформления, а также кратко указано содержание.

Преамбула начинается со слов «В целях проведения…» или «Во исполнение…», после которых следует отразить ссылки на законодательные и нормативные документы (статья 212 Трудового Кодекса, приказ Министерства здравоохранения и соцразвития от 26 апреля 2011 г. за № 342Н). На выполнение услуг по проведению аттестации рабочих мест всегда составляется договор, реквизиты которого (номер, дату) также необходимо внести в текст приказа.

Распорядительная часть документа начинается со слова «Приказываю», после которого следует:

  • перечислить членов назначенной комиссии, один из которых должен являться работником аттестующей организации;
  • указать данные председателя коллегиального состава;
  • отразить наименование аттестующего предприятия;
  • внести информацию об обязанностях аттестующей организации;
  • провести назначение ответственного лица, на которого возлагается функция контроля исполнения всех пунктов приказа.

Приказ должен быть заверен подписями всех ответственных лиц: руководителем, председателем и членами комиссии.

Создание и задачи экспертной комиссии

Экспертная комиссия представляет собой совещательный орган, действующий на постоянной основе. В обязанности и функции комиссии входит изучение и проведение экспертиз в отношении ценности документов, вынесение решений по процедурам их архивирования, хранения и уничтожения. Экспертный орган может быть создан приказом руководителя по предприятию, в его состав входят специалисты в количестве не менее трех человек.

Составление документа осуществляется в соответствии с общими правилами делопроизводства. В верхней части приказа в обязательном порядке указывается наименование предприятия, вносятся данные регистрационного номера, даты и места составления.

Преамбула содержит конечную цель работы назначаемого органа и обоснование для составления распорядительного документа (хранение, уничтожение документов). Далее указывается состав экспертной комиссии и данные о назначенных членах, председателе и секретаре, с отражением их должностей на предприятии, фамилии, имени и отчества.

Приказ должен быть подписан всеми ответственными лицами, а затем – передан на хранение в кадровую службу.

(Размер: 25,0 KiB | Скачиваний: 1 529)

(Размер: 27,0 KiB | Скачиваний: 2 306)

Добрый день, очень много раз мы встречались с вопросом - а можно ли создать свою комиссию ЧАК по приемке правил промышленной безопасности?

Все это хотелось бы сделать, что бы не направлять своих людей на аттестацию по правилам промышленной безопасности в Территориальные подразделения Ростехнадзора, давайте разберемся с этим вопросом более подробно и поймем, а как в этой ситуации быть и можно ли сделать свою комиссию?

Первым делом надо открыть приказ и его изучить:

Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (ред. от 30.06.2015) "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (вместе с "Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", "Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору") (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N 9133)

После изучения приказа начинаем делать выводы по требованиям к аттестации специалистов по правилам промышленной безопасности:

Что необходимо для создания внутренней аттестационной комиссия по промышленной безопасности для аттестации сотрудников внутри организации? Допустим у нас очень много подъемно-транспортных механизмов и нам постоянно приходится аттестовывать от 20 до 100 человек ежегодно по Б9.31, Б9.32, Б9.33 поэтому мы и хотим создать эту комиссию внутри организации, начнем:

Если Ваша организация решила создать внутреннюю комиссию по проверке знаний в области промышленной безопасности, то для этого необходимо выполнить ряд условий:

1) В организации, приказом руководителя, создаем внутреннюю аттестационную комиссию. Состав комиссии: руководители и главные специалисты предприятия, начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и формирований, прошедших проверку знаний в РОСТЕХНАДЗОРЕ.

2) Наличие в организации не менее 5 человек, как членов аттестационной комиссии.

3) Наличие программ подготовки сотрудников СОГЛАСОВАННЫЕ с местным управлением РОСТЕХНАДЗОРА, а так же график аттестации специалистов.

4) Не обязательное условие – наличие инспектора Ростехнадзора в аттестационной комиссии организации – этот вопрос остается на решение территориального подразделения Ростехнадзора!

Краткое описание:

Деятельность вашей внутренней аттестационной комиссии является Правомерной, если решение об аттестации по правилам промышленной безопасности (проверка знаний) вынесло не менее 5 человек – которые сами являются членами комиссии, в том числе председатель и заместитель председателя этой комиссии. Глава комиссии – всегда является один из руководителей организации!

Программы подготовки сотрудников и график прохождения проверки знаний в обязательном порядке должны быть согласованы с местным управлением РОСТЕХНАДЗОРА . Необходимость участия представителей РОСТЕХНАДЗОРА в работе внутренних аттестационных комиссий определяется решением территориального органа Ростехнадзора по месту юридической регистрации организации, если это участие в обязательном порядке не установлено соответствующими нормативными правовыми актами.

Теперь мы видим, что для легитимного создания своей аттестационной комиссии для проверки сотрудников инженерно-технического персонала нужно выполнить ряд условий и только тогда Вы будете иметь право выдавать им протоколы о проверки знаний правил промышленной безопасности!

Что же касается проверки знаний и стажировки рабочих специалистов, то достаточно будет создать внутреннюю комиссию из инженерного состава, которые прошли проверку знаний по правилам промышленной безопасности и получили протоколы по данному направлению в Ростехнадзоре. Внутренним приказом назначаются Члены аттестационной комиссии (ЧАК), которые будут инструктировать и проверять знания у работников, которые имеют доступ на территорию опасного производственного объекта!

Если у Вас остались вопросы - звоните и мы подскажем на них ответы.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом также должна формироваться комиссия, которая изменила свой состав. Подробнее .

Специалист по охране труда – еще одна значительная фигура. В их обязанности входит формирование необходимой нормативной базы документов ( , штатное расписание, инструкции по охране труда и т.д.).

Радикальных изменений в составе аттестационной комиссии не произошло. В соответствии с принятым порядком, в состав комиссии входят: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. Обязанности специалистов остались также прежними. Единственное изменение – , для которой также, в свою очередь, предусмотрены следующие перемены в предоставлении услуг. Организация должна выступать в качестве юридического лица, которое привлекается к участию в аттестации на независимых началах. Беспристрастность интересов между подобной организацией и хозяйственной деятельностью работодателя очень важна в процессе аттестации. Работа всех аттестующих организаций стала одной из центральных тем в области охраны труда. Как результат – новый порядок ведения их деятельности, правила по аккредитации испытательных лабораторий, регистрации инструментальной базы. Заниматься вопросами АРМ имеют право только те организации, которые получили аккредитацию в соответствии с Приказом № 205н (ред. от 22.11.2011 г.) и внесены в реестр аттестующих организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда. Чтобы получить аккредитацию, для начала им необходимо будет аттестовать испытательную лабораторию (ее наличие в каждой организации обязательно), для которой в свою очередь необходима укомплектованная приборная база и . Не каждая организация может пройти столь сложную цепочку действий. Но те, кто действительно нацелен на результат, на объективный результат, хотелось бы подчеркнуть это слово, проходят все испытания и на них действительно можно положиться. При проведении замеров, при оценке существующих условий, организация обязана обосновывать выводы. Работодатель не должен препятствовать ее действиям, обязан предоставлять всю необходимую запрашиваемую информацию.

У микропредприятий малого бизнеса не всегда имеется в наличии столь обширный состав специалистов разных областей. В таком случае, к примеру, тот же самый специалист по охране труда может привлекаться со стороны по гражданско-правовому договору.

Комиссия по аттестации рабочих мест утверждается работодателем на основе , который также считается отправной точкой начала работ по оценке влияния факторов производственной среды на рабочее место. В нем определяются обязанности аттестационной комиссии на основе существующего порядка, которые заключаются в следующем:

  • осуществление руководства и организации контроля над проведением АРМ;
  • формирование всех необходимых документов;
  • составление перечня рабочих мест с выделением аналогичных и

Организационные мероприятия по подготовке и проведению аттестации отражаются в приказе руководителя организации МЧС России и предусматривают:

создание аттестационных комиссий, утверждение или уточнение их персонального состава;

утверждение планов и сроков проведения аттестации, доведение их до сведения сотрудников;

изучение руководителями и сотрудниками структурных подразделений нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок проведения аттестации сотрудников;

проведение инструктивных совещаний с руководителями соответствующих организаций МЧС России, председателями и членами аттестационных комиссий;

материально-техническое и методическое обеспечение деятельности по подготовке и проведению аттестации.

Аттестационные комиссии создаются в региональных центрах МЧС России, в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях МЧС России и в иных организациях МЧС России, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В МЧС России создается Центральная аттестационная комиссия. Персональный состав и перечень вопросов, рассматриваемых на ее заседаниях, определяется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При необходимости создаются аттестационные комиссии для оценки соответствия квалификационным требованиям должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, перечень вопросов на которых, а также их состав определяются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подготовка и организация проведения аттестации в МЧС возложена, как правило, на кадровые службы. Кадровая служба обязана в конце каждого года составлять план проведения аттестации сотрудников, подлежащих аттестации в следующем году. План утверждается начальником органа управления, подразделения МЧС.

Для подготовки плана необходимо определить, кто и в какие сроки подлежит аттестации?

Например, сотрудник, заключивший контракт на определенный срок, должен быть аттестован при продлении контракта, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, - через каждые пять лет службы.

При этом следует помнить, что согласно Положению о службе контракты на определенный срок, но не менее чем на три года, заключаются с гражданами, назначаемыми на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Положением о службе также установлено, что с гражданами, назначаемыми на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, контракты о службе могут заключаться как на определенный, так и на неопределенный срок, при этом, если гражданин поступает на службу впервые и заключает контракт на определенный срок - не менее трех лет. С сотрудниками, желающими заключить контракт, срок его также не может быть менее трех лет.

В планах аттестации должны быть фамилии и другие данные сотрудников, у которых в наступающем году истекает срок контракта. Сотрудников, не желающих продлевать контракт о службе, если это точно известно, в план включать не следует.

Определяя в плане сроки представления аттестаций вышестоящему начальнику или в аттестационную комиссию, необходимо учитывать:

  • - когда истекают сроки контракта или службы;
  • - когда исполняется один год службы сотрудников в занимаемой должности, так как не подлежат аттестации сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, а также сотрудники - женщины в период пребывания их в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Женщины проходят аттестацию не ранее чем через год после их выхода из отпуска на службу.

При составлении начальником аттестации на подчиненного должно быть учтено и время их совместной работы (не менее шести месяцев).

После утверждения плана и схемы аттестации издается приказ соответствующего начальника об осуществлении ряда организационных мероприятий:

  • - создание аттестационных комиссий или уточнение их состава;
  • - доведение до сведения всех сотрудников состава аттестационных комиссий;
  • - включение в тематические планы служебной подготовки личного состава тем, связанных с аттестацией сотрудников, либо организация самостоятельного изучения ими нормативных актов и рекомендаций по этому вопросу;
  • - проведение инструктивных совещаний с руководителями подразделений, сотрудниками кадрового аппарата и членами аттестационных комиссий;
  • - решение вопросов материально-технического обеспечения аттестационной работы: изготовление бланков аттестаций, подборка и систематизация нормативных и других документов по вопросам проведения аттестации, подготовка и оформление помещений для работы аттестационных комиссий и т. п.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, членов комиссии и ее секретаря. Председателем аттестационной комиссии, как правило, утверждается заместитель начальника органа управления, подразделения МЧС по работе с кадрами. Но, учитывая специфику деятельности Государственной противопожарной службы, председателем аттестационной комиссии могут назначать и других заместителей начальника органа управления, учреждения, подразделения МЧС.

Членами комиссии утверждаются заместители начальника органа управления, учреждения, подразделения по другим направлениям оперативно-служебной деятельности, руководители отделов управления, сотрудники кадрового аппарата, представители профсоюзных организаций или других общественных формирований. Секретарем аттестационной комиссии назначается, как правило, сотрудник кадрового аппарата.

После выполнения перечисленных организационных мероприятий готовятся тексты аттестаций. Следует помнить, что аттестации пишут начальники на своих подчиненных. Перепоручать подготовку аттестаций другим лица нельзя, и совсем недопустимо, когда аттестацию поручают писать на себя самому сотруднику, хотя, к сожалению, практикуется такой вид написания аттестации.

В целях обеспечения полноты и объективности аттестации перед ее подготовкой соответствующему начальнику необходимо:

  • - вновь ознакомиться с должностной инструкцией и личным делом аттестуемого, обратив особое внимание на прохождение им службы, предыдущие аттестации, поощрения и взыскания;
  • - проанализировать положение дел сотрудника на порученном участке работы, достигнутые результаты, качество и своевременность выполнения им служебных обязанностей по занимаемой должности, выполнения поручений руководства, а также условия, в которых аттестуемый проходит службу;
  • - выяснить мнение своих заместителей, сотрудников кадрового подразделения и коллектива об аттестуемом. При опросе коллег следует проявить большую осмотрительность и такт, ибо друзья аттестуемого могут быть склонными к завышенным оценкам, а недоброжелатели, естественно, будут пытаться свести счеты;
  • - написать собственноручно предварительный текст аттестации по существующему бланку аттестации;
  • - предупредить заранее аттестуемого сотрудника о предстоящей с ним беседе по поводу аттестации;
  • - представить по команде составленные аттестации, которые после заключения старшего начальника направляются в аттестационную комиссию.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный его непосредственным руководителем;

сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);

аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Все это должно быть обязательно выполнено до рассмотрения аттестации на аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия правомочна рассматривать аттестации и ее решения по ним признаются законными, если на заседании присутствует не менее 2/3 ее членов.

Аттестация рассматривается комиссией только в присутствии аттестуемого. В случаях неоднократной неявки аттестуемого на заседание комиссии без уважительных причин аттестация может быть рассмотрена и без аттестуемого, но этот факт обязательно фиксируется в протоколе заседания аттестационной комиссии.

Аттестация как основной вид оценки кадров дает возможность снизить уровень субъективизма в этой работе, уволить сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям. Аттестация позволяет также выделить сотрудников, работающих с полной отдачей сил и эффективно, дать рекомендации об их поощрении и выдвижении на вышестоящие должности, т. е. создать полноценный резерв кадров для выдвижения, необходимого для обеспечения нормального функционирования органов управления и подразделений МЧС России.

Аттестационная работа выступает в качестве одного из важнейших элементов кадровой деятельности. Состав сотрудников, проходящих периодическую проверку, утверждается по каждой отрасли отдельно. Рассмотрим далее подробно, как проводится аттестационная работа.

Общие сведения

Под рассматриваемой деятельностью следует понимать периодическую проверку профпригодности на соответствие занимаемой должности каждого сотрудника определенной категории. В законодательстве не установлена обязанность для всех без исключения выполнять эту процедуру. Такого рода положения отсутствуют и в Трудовом кодексе, и в прочих нормативных актах той или иной отрасли. Между тем в законодательстве предусмотрена обязательная проверка профпригодности для определенных категорий сотрудников. Их деятельность регламентируется специальными нормами, которые и устанавливают порядок аттестации работников.

Обязательная проверка

В законодательстве предусматриваются правила аттестации:

  1. Работников организаций определенных экономических отраслей.
  2. РФ, сотрудников некоторых федеральных, муниципальных и региональных исполнительных структур.
  3. Руководителей унитарных предприятий.
  1. Оперативно-диспетчерского управления в энергетике.
  2. Движением поездов, маневровых операций на железнодорожных путях.
  3. Обеспечения безопасности судоходства.
  4. Опасных объектов производства.
  5. Хранением и уничтожением химоружия.
  6. Авиационным сообщением.
  7. Образовательной деятельностью.
  8. Источниками ионизирующего излучения.
  9. Космической инфраструктурой.

Обязательной аттестации также подлежат работники библиотек. Во всех остальных случаях процедура является добровольной.

Положение об аттестации работников

Оно разрабатывается теми предприятиями, которые выполняют проверку профпригодности в добровольном порядке. Указанный документ составляется нанимателем и кадровой службой организации. В нем должны быть определены ключевые вопросы для аттестации. Методики оценки сотрудников разрабатываются с учетом специфики деятельности предприятия, квалификационного состава персонала и прочих управленческих факторов. Положение об аттестации работников должно состоять из разделов, отражающих все моменты, касающиеся проверки. Рассмотрим их отдельно.

Категории сотрудников

Положение об аттестации работников должно четко определять, кто из персонала подлежит проверке на профпригодность, а кто - нет. В первую очередь освидетельствование выполняется в отношении такой категории сотрудников, как служащие. Ими являются такие работники, которые занимаются преимущественно умственным трудом. Как правило, в их функции входит руководство, утверждение, подготовка какой-либо информации. Группа сотрудников, занятая физическим трудом, именуется работниками. В их функции входит непосредственное создание материальных продуктов, обеспечение производственной деятельности. Как правило, они не подлежат аттестации. Выбор конкретных категорий служащих для проверки на профпригодность осуществляется кадровой службой с учетом особенностей деятельности предприятия.

Исключения

Проверка не проводится в отношении сотрудников:

  1. Находящихся в штате меньше года. Это обусловлено тем, что у них отсутствует надлежащий опыт, и выводы, которые сделает аттестационная комиссия, будут, соответственно, необъективными.
  2. Беременные сотрудницы. Даже при наличии несоответствия они не могут быть уволены, поскольку запрет на это установлен ст. 261 ТК.
  3. Женщины, имеющие на иждивении детей до трех лет и пребывающие в отпуске по уходу за ними. Аттестация этих сотрудниц выполняется не раньше чем через 1 год после окончания отпускного периода. Установление срока связано с тем, что за время осуществления ухода за ребенком женщина может потерять имевшуюся у нее квалификацию. В качестве разумного периода для ее восстановления принимается 1 год. Кроме этого, даже при наличии несоответствия, наниматель не сможет расторгнуть контракт в силу ст. 81 п. 3 ТК.

Дополнительно

В список работников, не подлежащих проверке, могут быть включены сотрудники:


Периодичность

В Положение об аттестации работников необходимо включить условия проведения проверки. В первую очередь следует определить ее периодичность. На настоящий момент действует Положение №267/470 от 05.10.1973, устанавливающее, что аттестация инженерно-технических, руководящих сотрудников и работников иных специальностей выполняется 1 раз в три - пять лет. Соответственно, эту периодичность можно взять за основу при составлении локального документа предприятия. Например, Положение об аттестации работников может устанавливать периодичность 1 раз в три или четыре года. Допускается определить частоту проведения проверок. Например, не чаще раза в три года.

Сроки

В процессе установления периодичности целесообразно сразу определить даты начала и окончания проверок. К примеру, в образовательных учреждениях она может привязываться к моменту, когда издан приказ об или к указанному непосредственно в распоряжении. Немаловажно определить срок, в течение которого будет выполняться проверка. Его организация определяет самостоятельно, руководствуясь штатной численностью, составом аттестационной комиссии, уровнем квалификации сотрудников и пр. На практике минимальным сроком проведения проверки считается 3-6 мес. Если предприятие крупное и уложиться в этот период будет невозможно, процедура проводится поэтапно. Сотрудники, которые подлежат проверке, распределяются по годам в пределах периодичности. Если определить точные сроки выполнения аттестации не представляется возможным, то они могут устанавливаться непосредственными распоряжениями руководителя. Этот факт должен быть отражен в локальном документе, регламентирующим условия проведения проверки.

Информирование сотрудников

В Положение необходимо включить сведения об:


В локальном акте указываются и иные документы, с которыми должен быть ознакомлен сотрудник. Если предусмотрена итоговая аттестация, следует предусмотреть возможность сотрудника изучить ее результаты, вплоть до получения необходимых копий.

Виды проверки

Аттестация может проводиться:

  1. Планово. Такая проверка выполняется в установленные сроки.
  2. Внепланово. Эта аттестация называется еще досрочной.

Внеплановая проверка может проводиться в связи с:

  1. Выдвижением сотрудника на вышестоящий пост при его освобождении предыдущим служащим.
  2. Существенными просчетами или упущениями в профессиональной деятельности, совершением дисциплинарного нарушения, связанного с ненадлежащим/некачественным исполнением обязанностей. Выявленные недостатки в деятельности одного сотрудника могут стать причиной проведения аттестации работников всего подразделения.

Проверка может выполняться по просьбе самого служащего, который желает получить другую должность либо заявить о себе как о подходящем кандидате. Инициировать аттестацию может также руководитель предприятия либо один из сотрудников аппарата управления. Например, проверка может потребоваться для работника, принятого в штат год назад и не прошедшего освидетельствование, в связи с отсутствием на момент его проведения необходимого опыта и стажа.

Цели

Они могут быть основными и дополнительными. В Положении целесообразно указать все цели, для которых проводится аттестация. К основным следует отнести:

Дополнительными целями могут быть:

  1. Проверка совместимости служащего с коллективом. В данном случае выясняются его способности действовать в команде, устанавливается его лояльность к руководству и всей организации в целом.
  2. Проверка мотиваций к осуществлению деятельности на занимаемой должности.
  3. Анализ перспектив профессионального развития сотрудника.

Кроме этого, в Положении могут предусматриваться общие цели:

  1. Повышение качества управления персоналом, эффективности кадровой деятельности.
  2. Усиление ответственности работников и исполнительной дисциплины.

В локальном акте допускается определять и специальные цели. Ими могут быть:

  1. Установление перечня должностей и работников, которые подлежат сокращению или увольнению.
  2. Улучшение психологической атмосферы на предприятии.

Проверяющий орган

Должен определять схему, по которой будет действовать аттестационная комиссия. В частности, устанавливаются условия, на основании которых будут:


Необходимо учесть, что по ч. 3 ст. 81 ТК установлено, что в случае проведения проверки, результаты которой могут стать причиной прекращения трудового контракта, итоговая аттестация проводится с участием представителей профсоюза. В этой связи в локальном акте должна быть определена форма участия членов профессионального союза. Проверку профпригодности в органах федеральной власти выполняет Высшая аттестационная комиссия. Ее состав формируется из руководящих служащих ведущих ведомств и министерств. например, предусмотрена в судебной системе. В ее задачи входит не только проверка действующих служащих, но и кандидатов в судьи.

Нюанс

Включение в аттестационную комиссию члена профсоюза обязательно не во всех случаях. Его наличие в составе будет зависеть от целей проверки. Если, как выше было сказано, аттестация выполняется для установления профпригодности и по ее результатам возможно то присутствие представителя обязательно. В других случаях оно строго не регламентируется. Например, необязательно присутствие представителя при аттестации, направленной на формирование резерва работников, повышения категорий по зарплате и пр.

Особенности проведения

Аттестация может осуществляться различными способами. Например, это может быть непосредственная проверка профессиональной деятельности сотрудника. В данном случае уполномоченные лица присутствуют на месте работы служащего. Кроме этого, проверяющие изучают документацию на предмет правильности оформления, своевременности отражения сведений. Для некоторых категорий сотрудников предусматриваются аттестационные тесты. Они необходимы, например, тем, чья деятельность предполагает наличие специальных знаний.

Результаты

В Положении необходимо прописать формулировки выводов, которые могут быть сделаны после проведения аттестации. При этом они должны быть четкими и явно указывающими на результат проверки. На практике используются такие формулировки, как соответствует/не соответствует должности или условно соответствует. Последний вывод предполагает наличие определенных рекомендаций для руководителя относительно данного служащего. Эта промежуточная оценка имеет большое практическое значение. Она позволяет оказывать влияние на профессиональное поведение сотрудника. Прочие формулировки, типа "годен", "аттестован" и так далее зачастую приводят к внутренним разногласиям с работником, а в ряде случаев и к судебному разбирательству.

Оформление документации

В Положении необходимо четко определить перечень бумаг, которые составляются при аттестации. В соответствии с решением органа, уполномоченного на проведение проверки, принимаемым по ее окончании, подготавливается отчет. В нем кадровая служба указывает количество сотрудников, соответствующих занимаемым должностям, а также число профессионально непригодных к деятельности. После этого формулируются предложения по конкретным служащим. В соответствии с итоговыми документами, директор предприятия издает распоряжение о проведении мероприятиях по результатам аттестации. В нем прописываются задачи для кадровой службы, которые необходимо решить в отношении конкретных сотрудников, а также сроки их выполнения и ответственных лиц. Эффективность предпринятых мер покажут результаты следующей аттестации.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование