Социальные работники и социальная работа. Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии. Требования к образованию

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

Многие ли из вас знают, что такое социальная работа?

В нашем обществе существует странное понимание профессии «социальная работа». Чаще всего представление людей ограничивает поле деятельности социального работника рубкой дров старикам и доставкой продуктов больным. Более объективен и актуален на сегодняшний день взгляд, который рассматривает социальную работу, как средство коренного изменения общества, ликвидации не последствий, но причин социальных бед населения. В этом смысле суть социальной работы заключается в правильной организации процессов оказания социальной помощи населению. Для этого социальный работник должен быть хорошим организатором, человеком способным разрешать конфликтные ситуации, находить выход из любой, даже безнадежной ситуации, а также хорошо разбираться в разветвленной и развивающейся социальной структуре, понимать специфику многочисленных организаций, знать, где и какую помощь может получить человек.
Основной вопрос, который волнует всех абитуриентов, это возможность профессионального трудоустройства. Социальная работа в нашей стране имеет недолгую историю, но имеет тенденцию к стремительному развитию. Для того, чтобы студенты увидели поле своей будущей профессиональной деятельности, в течение первого года обучения мы показываем им необъятность этой сферы. Действительно, такой вариативности нет больше ни в одной профессии. Социальный работник может помогать детям и взрослым, пожилым и молодежи, безработным и военным, инвалидам и мигрантам, многодетным и сиротам. Можно быть организатором, консультантом, посредником, руководителем. А тем, кому скучно работать в уже устоявшихся, сформированных социальных учреждениях, можно предложить творческую работу по созданию и ведению собственных социально ориентированных проектов.

Социальные работники востребованы практически во всех областях социальной жизни: в здравоохранении, образовании, культуре, пенитенциарной системе, юриспруденции, политике, на различных предприятиях, в социально ориентированном бизнесе. Концепция церковного социального служения в настоящее время еще формируется, не вступая в противоречие с социальной работой.

Социальная сфера одна из тех областей экономики, которая предоставляет стабильные и перспективные рабочие места. Государство планирует делегировать часть полномочий по оказанию социальных услуг НКО - некоммерческим организациям. Таким образом, и эффективность работы и уровень дохода будет напрямую зависеть от профессионализма социального работника.

Социальная работа - это профессия будущего!
Вы не определились с выбором профессии?
Находитесь в поисках смысла?
Хотите изменить мир к лучшему?
Мы поможем Вам разглядеть истинные ценности жизни!

Как общественное явление социальная работа является одним из видов и способов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Данный вид социальной деятельности носит активный характер, его объектом и субъектом являются люди, а главной целью и средством – достижение социального результата в жизни человека, всего общества.

Словосочетание «социальная деятельность» по семантическому содержанию многозначно. В одном контексте оно используется для обозначения природы деятельности в обществе в целом. В другом смысле словосочетание «социальная деятельность» часто идентифицируется с деятельностью людей в социальной сфере, в рамках которой происходит становление и развитие социальной структуры, социальных институтов, социального положения человека. Но чаще всего социальную деятельность связывают с понятиями «социальная политика», «социальное партнерство», «социальное обеспечение», «социальное благополучие», «социальная работа» и т. п.

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

Объект и цель социальной работы как вида деятельности – человек в различных состояниях и на различным этапах своего возрастного развития. В этом смысле она является существенным фактором социального воспроизводства общества в целом и отдельного человека в частности.

Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием, как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы как социальной деятельности расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.

Социальная работа – это социальная деятельность в ее разнообразном проявлении, которая направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (индивидам, социальным группам, общинам), в достижении ими достаточного уровня социального функционирования.

В зарубежном опыте социальной работы сосуществуют две основные модели, в основу которых легло различное понимание природы человека и его социальных ценностей и социальных проблем. Для одной из них характерен «исправительный», «карающий», «подстегивающий» стиль работы с индивидом, а для другой – «поощряющий» или «поддерживающий» стиль. Первую модель можно назвать «через человека к обществу», в рамках которой основная ответственность за социальное благосостояние возложена на самого человека, а вторую – «через общество к человеку», когда достаточно велика общественная доля ответственности за благополучие отдельной личности. Несомненно, в реальной практике работы с населением существует масса комбинаций методов и технологических приемов, лежащих в основе обеих моделей. Тем не менее, тяготение или перенос центра тяжести в сторону «карающей» или «поощряющей» модели характерны для любой страны.

Цель социальной работы: предоставить возможность всем людям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать жизненные трудности. Профессиональная социальная работа направлена на решение проблем и достижение изменений. Как таковые, социальные работники являются агентами перемен в обществе.

Целостный, или холистический подход предполагает рассмотрение уровней социальной работы, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. Однако в понимании их сущности до настоящего времени не существует единообразия. Так, в зарубежной литературе выделяют индивидуальную и семейную социальную работу, групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне); социальное администрирование и планирование.

В отечественных подходах выделяются следующие уровни социальной работы: микро-, мезо-, макро-, и метауровни.

Так, на микроуровне осуществляется социальная работа с индивидом по конкретному случаю (case work), социальная работа с семьей или семейная терапия. Этот уровень социальной работы рассматривается в большей степени как практическая психосоциальная деятельность, которая представлена, прежде всего, в индивидуальной работе с клиентом. Социальная работа на этом уровне нацелена на решение следующих профессиональных задач:

  • оказания помощи отдельному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации или использования других видов социальных услуг;
  • актуализации потенциала самопомощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
  • активизации потенциала собственных сил и возможностей человека;
  • проведении профилактической работы по предупреждению возникновения негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность личности или группы.

Таким образом, на микроуровне социальная работа строится на основе запросов клиентов, и в этом случае парадигма помощи достаточно широка: от индивидуального консультирования до социального патронажа.

На мезоуровне реализуется общинный метод социальной работы (community organization/clevelopment) или территориальная (коммунальная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Социальная работа разворачивается на базе профильных социальных служб, специализированных на социальное обслуживание проблемных групп населения. Практическая работа с социально уязвимыми группами населения направлена на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к новым непривычным условиям жизнедеятельности. Данный уровень предполагает совмещение социальной работы с социальной политикой, направленной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба.

Следовательно на мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся, причем, парадигма помощи здесь достаточно широка. В частности, группы нуждающихся могут быть определены государством. В этом случае стратегия помощи наименее защищенным категориям граждан будет определяться государственной социальной политикой. Приоритеты социальной поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями, чья деятельность может быть связана не только с раздачей гуманитарной помощи, но и с организацией важнейших сфер жизни клиентов.

В зарубежном опыте специалисты коммунальной социальной работы оказывают помощь общественным организациям, органам самоуправления в организации и совершенствовании социальных услуг, проведении культурных и оздоровительных мероприятий.

На макроуровне осуществляется социальная работа на уровне общества в целом, в этом случае она выступает как социальная политика, которая может быть направлена на решение следующий социальных проблем:

  • обеспечение должного уровня благосостояния;
  • минимизации бедности и безработицы,
  • профилактика преступности и наркомании и т. д.

Перед специалистами макроуровня социальной работы стоят задачи целенаправленного влияния на формирование и реализации социальной политики на всех уровнях (от муниципального до федерального) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализации социальных программ обеспечивается взаимодействием государственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан). Таким образом, на макроуровне социальная работа связана с социальным администрированием, где решаются вопросы законодательного характера, организации инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, организация функционирования социальных служб, предназначенных для регулирования общественных отношений в ситуациях социальной напряженности.

Метауровень социальной работы представлен с позиции науковедения, где обобщаются теоретические положения социальной работы.

Индивидуальная работа с клиентом включает в себя общение с клиентом тет-а-тет, с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны. Такая работа связана с помощью клиенту в урегулировании его отношений с ближайшим окружением или в ликвидации социального или экономического давления на него, которое задерживает или ограничивает его развитие как личности.

Эта работа включает: помощь престарелому человеку в поисках финансовой поддержки, положенной ему, включая решение вопросов пенсионного обеспечения, помощь сироте в его попытках установить свои права как личности или найти приемных родителей, которые хотели бы его усыновить. В других случаях эта работа может включать помощь бездомному, обеспечение финансовой поддержки попавшему в беду человеку, консультирование в тюрьмах тем, кому предстоит освобождение под честное слово, и т. п. Индивидуальная работа проводится в самых различных социальных учреждениях, таких как больницы, клиники для психически неполноценных, центры семейной консультации, агентства по усыновлению детей, центры по уходу в дневное время, департаменты социального благо состояния, клиники по выхаживанию детей, детские ясли, родильные дома, школы, центры по присмотру за одинокими и престарелыми, учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей, умственно отсталых или людей с физическими и психическими недостатками.

Групповая работа предназначена для интеллектуального, эмоционального и социального совершенствования личности при помощи групповой деятельности. Групповая работа отличается от индивидуальной тем, что, в отличие от опыта взаимодействия один на один, в группе социальное развитие личности происходит наиболее интенсивно. Естественно, организуя групповую работу, нельзя составлять группу из клиентов с неоднородными потребностями. Более того, желательно отбирать для групповой работы клиентов с похожими нуждами, жизненным опытом и целями. В задачи групповой работы входит дальнейшая со­циализация личности и обмен информацией между участниками группы, изменение своего социального поведения для улучшения взаимоотношений с окружающими.

Организация социальной работы по месту жительства – это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа в оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечению здоровья, благосостояния и отдыха населения. Трудно определить характер и объем реальной деятельности организатора социальной работы по месту жительства без ознакомления с нуждами жителей и выяснения ресурсов их удовлетворения в данном округе. Поэтому эта деятельность включает исследование конкретных потребностей людей, согласование действий социальных работников в соответствии с этими потребностями, поддержку и поощрение участия в этой деятельности, а также осуществление роли катализатора в стимулировании и поддерживании уровня дополнительных усилий со стороны муниципального округа.

В России такая деятельность начиналась обычно по инициативе организаций инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увлечениям. В прошлые годы пионерские и комсомольские организации отвечали за проявление инициативы в осуществлении многих замечательных программ работы по месту жительства.

В общественной практике социальная работа осуществляется в профессиональной и непрофессиональной – добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность граждан и юридических лиц представляет собой оказание бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях поддержки, включая денежные средства, предоставление услуг и т. д. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) установлены основы правового регулирования данной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, порядок создания и деятельности благотворительных организаций и их закрытия.

В теоретических подходах благотворительность рассматривается в трех основных системных связях: благотворительность и политика, благотворительность и нравственность, благотворительность и хозяйство. Так, политическая основа благотворительности реализуется в функции государства «осуществлять благо» в форме снижения нищенства и бедности в обеспечении социального здоровья общества. В частности, в 1987 г. в СССР был создан первый независимый общественный Детский Фонд, который оказывает благотворительную помощь инвалидам и сиротам, собирая пожертвования от населения и предприятий.

Благотворительность как система хозяйственного механизма выступает некоей общественной услугой в форме призрения бедных, бесплатного образования и медицинского обслуживания. В этом случае социальная благотворительность реализуется в следующих направлениях: обеспечения «общественного здоровья», организации системы помощи нуждающимся, практической социализации и социального патронажа.

В последние годы помимо государственных структур помощи складывается сеть общественных и добровольных обществ, которые активно занимаются проблемами оказания социальной помощи нуждающимся. Благотворительные организации, как субъекты непрофессиональной социальной работы, имеют свои социальные программы, систему финансирования, а в отдельных случаях и производственные мощности для решения задач. Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 благотворительных организаций, большая часть которых оказывает помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям.

Добровольческие объединения (ассоциации) распространены во всем мире, а в последние годы их численность постоянно возрастает и в нашей стране. В структуре добровольческого (третьего) сектора выделяется несколько типов организаций:

  • благотворительные фонды;
  • благотворительные общества или ассоциации;
  • группы самопомощи (например, группы анонимных алкоголиков);
  • нетрадиционные, авторские программы с привлечением волонтеров (службы здоровья, театры, мастерские).

Волонтерство выступает как добровольное принятие личностью обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях. Волонтерство как движение имеет все более широкое распространение среди учащихся и студентов и приобретает организационные формы на региональном и межрегиональном уровне. Мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера, потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании, желании приобрести новую работу или профессию и т. д.

Группы самопомощи чрезвычайно индивидуальны по построению, содержанию, целям, ценностным ориентирам, установкам и деятельности. Одни дистанцируются от официального аппарата социальной помощи, другие же тесно сотрудничают с ним. Одни стремятся адаптировать своих членов к окружающему миру, другие же заинтересованы в изменении самого общества и общественного мнения.

Таким образом, самопомощь – это одна из форм альтернативной культуры, которая дает возможность надеяться на собственные цели и делает необходимым их активное использование.

Основными проблемами непрофессиональной социальной деятельности является достаточно ограниченный круг получателей социальной помощи, недостаточные ресурсы, отсутствие профессиональных и специальных знаний, спонтанный характер деятельности, возможность криминализации и т. д. При всей важности добровольческой деятельности по мере развития института социальной работы будет постоянно возрастать потребность в высококвалифицированных специалистах и спрос на специализированные социальные услуги.

Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие - вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Образовательный центр «Верити»

Большой выбор разнообразных программ подготовки, помогающих повысить квалификацию людям, трудящимся в сфере оказания социальной помощи. Предусмотрены занятия как для отдельных сотрудников, так и для целых коллективов. Получать знания можно очно или дистанционно. Программы включают инновационные методики развития для детей, правила взаимодействия с подростками, охрану труда и не менее актуальные вопросы.

Колледжи Социальных работников

  1. СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства».
  2. Колледж по подготовке социальных работников («Колледж № 16»), г. Москва.
  3. Экономико-технологический колледж КИБиТ.

Высшее образование Социальных работников

  1. Российский государственный социальный университет.
  2. Московский педагогический государственный университет.
  3. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова.
  4. Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
  5. Московский социально-экономический институт.
  6. Российский новый университет.
  7. Московский государственный психолого-педагогический университет.
  8. Санкт-Петербургский государственный университет.
  9. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
  10. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова.
  11. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
  12. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
  13. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
  14. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Место работы

Соцработники могут найти вакансию в государственных структурах (социальный инспектор), развивающих и коррекционных центрах, службах занятости. Часто этих специалистов привлекают к волонтерской деятельности, они могут сотрудничать с «Красным Крестом» и другими общественными благотворительными организациями.

Зарплата Социального работника

Зарплата на 03.12.2019

Россия 15000—60000 ₽

Москва 36000—90500 ₽

Профессиональные знания

  1. Базовое знание психологии, медицины, социальной педагогики, коррекционной работы, конфликтологии.
  2. Виды и правила оказания социальных услуг.
  3. Основные этические нормы социальной работы.
  4. Права и обязанности граждан, которым предоставляется социальная защита и помощь.
  5. Основы волонтерской деятельности.
  6. Методики развития разных возрастных групп детей.
  7. Способы восстановления психологического равновесия.
  8. Основы планирования деятельности, программы для ведения бухгалтерии и учета, базы данных.

англ. socialwork) -вид профессиональной деятельности, содержание которой определяется процессами, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества. С. р. заключается в оказании государственного или негосударственного профессионального содействия и помощи на временной или постоянной основе индивиду, группе лиц, общине с целью обеспечения достойного образа жизни, материального и культурного уровня, оказания необходимой квалифицированной защиты индивиду или группе лиц в предкризисной или кризисной ситуации.

Особое внимание С. р. уделяет социально-уязвимым слоям населения: престарелым, инвалидам, сиротам, одиноким, многодетным и неполным семьям и т. д.; охватывает проблемы социально-экономических, правовых и межличностных отношений в здравоохранении, образовании, в трудовой, производственной и досуговой сферах; предполагает оказание индивидуальной или групповой помощи путем консультирования, патронажа, организации реабилитационных мер, использования широкого спектра социальных услуг; направлена на активизацию и мобилизацию интеллектуального и физического потенциала человека. В С. р. используются психологические, социологические, педагогические, психотерапевтические методы.

В развитых странах Запада С. р. оказывает целенаправленное влияние на формирование и реализацию социальной политики государства, развитие законотворческой деятельности. Как практическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки кадров, С. р. известна с конца XIX в. в странах Европы и Северной Америки. Получила широкое распространение и развитие в зарубежных странах в 1 -ой четверти XX в. В РФ как профессиональная деятельность стала развиваться с 1991 г. (В. Н. Чигирь.)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Профессиональная сфера, которая объединяет психологию, клиническую психологию и социологию. Социальная работа направлена на применение социально-научных принципов к социальным проблемам. Хотя эту область трудно ограничить, в частности, потому, что новые проблемы, теории и процедуры имеют тенденцию расширять ее сферу, обычно она разделяется на три широких области: (а) изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом основное внимание уделяется индивидуальной и семейной терапии; (б) групповая работа с акцентом на работе с неформальными группами, несовершеннолетними, церквами и т.д.; (в) отношения с сообществами, с ориентацией на местные организации, окрестные группы, учреждения и т.д.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование