Данте. Презентация к уроку по творчеству данте алигьери "божественная комедия" презентация к уроку по литературе на тему Каким же представлялось поэту

  • Выполнила: учитель МАОУ СОШ №54 Першина Е.А.
Данте Алигьери (1265 – 1321)
  • итальянский поэт,
  • великий мыслитель прошлого,
  • поэт, философ, гражданин,
  • создатель итальянского литературного языка,
  • последний поэт средневековья,
  • первый поэт эпохи Возрождения
Памятник Данте (арх. Риччи) г. Флоренция
  • Данте Алигьери (1265 -1321)
  • Место рождения г. Флоренция.
  • Создатель «Божественной комедии»
  • Сандро Боттичелли. «Портрет Данте Алигьери»
  • “Божественная комедия”
  • Вершина творчества Данте – поэма “Комедия”. Так скромно именовал ее автор, ибо в ней, в отличие от трагедии, благополучный конец.
  • “Божественная” добавила Италия позже за прелесть стихов и благородство мыслей.
  • Ее название обозначает не религиозное содержание поэмы, а исключительность как выражение поэтического совершенства.
  • “Божественной” ее назвали восхищенные потомки в качестве синонима прекрасного.
  • «Падший ангел»
  • Сюжет поэмы
  • Поэма задумана в средневековом жанре видения, т.е. путешествия по загробному миру.
  • Руководит Вергилий – символ земного разума.
  • Данте, воплощающий собой греховное человечество, спускается в подземную воронку Ада, разделенную на 9 кругов (мир осуждения) , затем поднимается на гору Чистилища (мир искушения), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ Божественного разума) возносится в Рай (мир блаженства и познания абсолютной истины).
По мнению Данте Ад имеет форму воронки, идущей от поверхности земли к центру. Боттичелли в своем рисунке показывает ее разрез.
  • Композиция поэмы
  • План поэмы – 3 части:
  • “Ад”,
  • “Чистилище”,
  • “Рай”
  • 3 части – по 33 песни + 1 песнь “Ада” = 100 песен.
  • Поэма написана терцинами – трехстрочными строфами
  • Число 3 - магическое число в христианской символике.
  • « Предсказатели»
  • « Мошенничество »
Ад
  • «Цербер». (Дали) Отличается большой агрессией без использования точностей в изображении.
  • «Цербер». (Доре) Отличается использованием деталей в образе.
Ад
  • Над входом в Ад надпись, отнимающая всякую надежду у входящих. Мы вошли. Здесь, прямо за входом, стонут жалкие души не творивших при жизни ни добра, ни зла. Далее река Ахерон. Через неё свирепый Харон перевозит на лодке мертвецов. Нам - с ними. «Но ты же не мертвец!» - гневно кричит мне Харон. Вергилий усмирил его. Поплыли. Издали слышен грохот, дует ветер, сверкнуло пламя. Я лишился чувств…
Чистилище
  • Да помогут мне Музы воспеть второе царство! Его страж старец Катон встретил нас неприветливо: кто такие? как смели явиться сюда? Вергилий объяснил и, желая умилостивить Катона, тепло отозвался о его жене Марции. При чем здесь Марция? Пройдите к берегу моря, умыться надо! Мы пошли. Вот она, морская даль. А в прибрежных травах - обильная роса. Ею Вергилий смыл с моего лица копоть покинутого Ада.
Рай
  • Из Земного Рая мы с Беатриче вдвоём полетим в Небесный, в недоступные уразумению смертных высоты. Я и не заметил, как взлетели, воззрившись на солнце. Неужели я, оставаясь живым, способен на это? Впрочем, Беатриче этому не удивилась: очистившийся человек духовен, а не отягощённый грехами дух легче эфира.
  • Выводы:
  • Поэма Данте – широкая панорама неправых деяний человеческих.
  • Данте страстно осуждает, выносит приговор и казнит, считая мучения грешников заслуженными.
  • Поэма пронизана идеями гуманизма: интересом и любовью к человеку, борьбе за его свободу, счастье и всестороннее развитие.
  • Данте в «Божественной комедии» поднимается от мира пороков к миру покаяния и чистоты –это путь восхождения личности.
  • Свое произведение Данте написал не на латыни, а на живом народном языке, создав тем самым новый литературный итальянский язык.



Могила Беатриче Портинари. Данте пронес через всю жизнь свою любовь к Беатриче и воспел ее в сонетах. Беатриче умерла в возрасте 25 лет. И цвет любви и благость сожаленья Ваш лик скорбящий мне не раз являл. Он милосердием таким сиял, Что на земле не нахожу сравненья.






Вэтом великом произведении Данте ставил перед собой цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками. В этом великом произведении Данте ставил перед собой цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти. Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: душа средневекового человека разрывалась ужасом перед адскими муками.




















Густав Доре Доре (Луи Кристоф Поль Густав Дорe) - знаменитый французский рисовальщик иллюстраций, живописец, скульптор и гравер (). В течение восьми лет () работал над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, которые и на сегодняшний день считаются одними из лучших. Гравюры Доре проникнуты драматизмом. Художник посредством удачно выбранных мотивов окружающего пейзажа и освещения особенно мастерски придавал гравюрам живописность.




Иллюстрации Блейка Уильяма Английский поэт, художник, иллюстратор (). Чтобы выполнить иллюстрации к поэме Данте, Блейк в 67 лет начинает изучать итальянский язык. Прежде чем умереть, Блейк успел гравировать 7 из 102 рисунков. 69 из них иллюстрировали песни «Ада», 20 «Чистилища», 10 «Рая» и еще 3 без указания песни.


Эта композиция иллюстрирует 29-ю песню «Чистилища». В правой части изображен Данте (одетый в красное), смотрящий в направлении Эдемского сада. По саду на великолепной колеснице, запряженной грифоном, едет Беатриче, возлюбленная поэта, в окружении духов четырех евангелистов (слева от Беатриче мы видим изображения, отчасти похожие на головы орла (Иоанн) и тельца (Лука), справа на ангела (Матфей) и льва (Марк). Три женщины, стоящие на земле, олицетворяют Веру (в белом платье), Надежду (в зеленом) и Милосердие (в красном).


На картине изображен второй круг ада, где находятся души великих любовников: Семирамиды, Клеопатры, Ахилла, Елены, Париса, Тристана. Отдельно от других, в завитке вихря, помещаются души Франчески да Римини и Паоло. Над головой Данте в сияющей сфере изображен символ бессмертного поцелуя. Диагональная композиция придает сцене особую выразительность. Ощущение бесконечности вихря создается за счет того, что начало и конец потока художник располагает за пределами изображения.



Данте Алигьери – итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.

Данте Алигьери родился во

Флоренции, во второй половине мая 1265 г., в семье не очень знатной и состоятельной.

Жил в средневековой Италии в

трудное и тяжелое для нее время.

Данте не был безучастным

свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда местную власть захватили его политические противники.

Есть основания считать, что

он учился в Болонском университете, славившимся юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической школы Гвидо Гвиницелли, которого в “Комедии” назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил Беатриче на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей еще меньше.

Каким же представлялось поэту

мироздание?

Наметим самые общие контуры этой картины, в которой использованы мотивы библейского мифа, старинной космологии и краски фантазии самого Данте. Центр Вселенной - Земля, согласно учению Птолемея; неподвижная и шарообразная. Далеко от нее и вокруг нее концентрические небесные сферы. Ближайшая сфера Луны, или небо луны, следующая - Меркурия, затем Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна.

Кстати, если выражение “он па седьмом небе от радости” понять буквально в соответствии с дантовской космологией, то получится, что счастливчик этот оказался на Сатурне и медленно вращается по соответствующей орбите вокруг Земли, а под ним проплывают вышеперечисленные небесные тела. Над небом Сатурна - восьмое небо неподвижных, вернее, почти неподвижных (все-таки еле-еле перемещаются, с запада на восток на один градус в сто лет) звезд. Девятое небо ангельское, это движущая кристальная сфера, и над ним Эмпирей - в представлении ранних христиан обитель божества.

Далее такой сюжет, созвучный с библейским (т.е. возник чудесный, райский

уголок, так называемый Земной Рай. Бог (по той же библейской легенде) поселил там первых сотворенных им людей, Адама и Еву. Вскоре ослушники, поддавшиеся запретному искушению, были изгнаны оттуда. После смерти не взяты ни в Небесный Рай, ни в Чистилище, которое, впрочем, все еще не было открыто. Обоих - в Ад, в тот его участок (Лимб), где души НЕ мучаются, а только томятся.

И такая же участь ожидала их потомков - все дохристианское человечество: в Ад! Хороших людей поближе к Адаму, плохих в места похуже, но всех в Ад. “Первородный грех” Евы и Адама, бременем легший на их потомство, согласно христианскому вероучению, искупил лишь Христос тысячи лет спустя, открыв человечеству доступ в Рай; он же освободил из Ада Адама с Евой, сына их Авеля, некоторых дохристианских праведников и определил им место: кому в Чистилище, кому в Рай.)

Обитатели Чистилища размещаются в семи кругах-ярусах этой величественной горы. Отмучившись положенный срок, подымаются на вершину, в Земной Рай, отдыхают там, забывают о былых грехах своих и взлетают в небеса, уже в “настоящий” Рай. Самые достойные повыше и поближе к верховному божеству, пребывающему в Эмпирее. Кому-то не подняться, допустим, выше Венеры, но и это в представлении Данте очень

О том, что происходило в Аду, Чистилище и Раю тогда, когда у живых землян была весна 1300 г., Данте рассказал якобы как очевидец, посетивший все три загробные царства. Тем самым он поставил себя в исключительное положение, поскольку живым вход в потусторонний мир недоступен. “Путь жизненный пройдя до половины”, т. е. в 35-летнем возрасте, он будто бы оказался в дремучем лесу, сбился с дороги и погиб бы “в грехе”, но его спасла возлюбленная небожительница Беатриче. Она из Эмперия спустилась в первый круг Ада, в Лимб, и попросила скорбящего там древнеримского поэта Вергилия помочь заблудшему. Тень Вергилия покинула пределы Ада, встретила Данте и повела его за собой. Спасти его - это значило показать ему загробный мир: пусть сделает из увиденного надлежащие выводы.

«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”. И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились, к тому же разделять это сомнительное блаженство с ангелами, восхищенно созерцающими божество, скучновато. И читать трудно. На каждом шагу вас ожидает необходимость расшифровать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п.

Не хватает житейского, человечески-общеинтересного. Мало людей, людских характеров, что делает небесное царство отчасти похожим на небесную пустыню.

Кстати, сам Данте предупреждал большинство прочитавших “Ад” и “Чистилище”:

Не читайте “Рай”!Пропадете, сгините в бескрайнем море непостижимого. .

Есть странные встречи - те, что определяют судьбу. Есть странные закономерности. Есть вещие сны. И есть люди, которым дано разгадать таинственную связь собственной судьбы.

Таким был величайший поэт Возрождения Данте Алигьери.

Он верил Пифагору, утверждавшему, что миром правят числа, они - основа всего сущего, ключ к настоящему, прошлому и будущему. Исследуя часы и даты собственной жизни, Данте, вслед за Пифагором, выводил формулу своей судьбы и провидел грядущее родины - Флоренции. Тройка - вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое “производное” -девятку (трижды три)искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование