Должностная инструкция интернет маркетолога. Интернет-маркетолог. Какой он

Профессия интернет-маркетолога – современная и востребованная на рынке труда. Потребность в сотрудниках данного профиля сформировалась в результате эволюции взглядов работодателей на продвижение своих товаров и услуг в глобальной сети Интернет. В наше время уже нельзя игнорировать возможности сети при маркетинговой поддержке существующего бизнеса или в процессе создания последнего. Но что именно входит в обязанности интернет-маркетолога , какие функции должен выполнять этот специалист, а какие выполняет на деле? Чего ожидать от вакансии с предложением работы интернет-маркетологу ? На эти основные вопросы я и попытаюсь ответить в этом посте.

Специалисты, которые уже достаточно давно задействованы в области информационных технологий – следят за развитием индустрии в целом, и могут вспомнить былые времена. К таким специалистам я отношу и себя. За годы трудовой деятельности все больше поражаешься реалиям отечественного рынка труда, который переполнен неадекватностью по обе стороны трудовых баррикад.

Я не возьмусь повествовать, что такое классический маркетинг, на разном уровне сложности трудовых задач разнятся и требования к квалификации специалиста, к объему выполняемой работы. Очень часто работает схема: «поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». То же самое происходит и в сфере интернет-маркетинга. Это как переменная, которая принимает значения часто не в пользу того или иного работника.

Интернет-маркетинг вобрал в себя схожие приемы классического, только поле деятельности сместилось на пространство глобальной сети. Объектом деятельности такого маркетолога в любом случае будет какой-либо веб-сайт, а это накладывает свои особенности. Именно из-за этой специфики, работа интернет-маркетолога так или иначе связана с информационными технологиями, а, следовательно, чем выше степень вовлеченности специалиста в премудрости создания и продвижения проектов в сети, тем выше его востребованность в данной профессии.

Обязанности интернет-маркетолога

Современный работодатель совсем запутался в динамически меняющемся пространстве интернет-индустрии. Он ставит задачи и оценивает проделанную работу, но не всегда понимает какой именно специалист нужен ему, как называется его должность и какими инструментами должен владеть этот человек. Не так много учреждений, где есть консультант или начальник IT-отдела, который способен разобраться в этих вопросах. Кадровые агентства добавляют неразберихи и отсылают предложения PHP-программистам, SEO-оптимизаторам, системным администраторам, инженерам и простым маркетологам поработать в сфере интернет-маркетинга.

Система работает следующим образом. Работодатель, купившийся на рекламу многочисленных веб-студий, заказывает интернет-магазин. Воодушевившись идеей продавать через Интернет то, что плохо продается традиционным способом – оплачивает огромные счета за изготовление очередного шаблонного проекта, часто очень посредственного качества с (а также в плане верстки, дизайна, подбора хостинг-площадки и т.п.). Уже на этой, начальной для проекта стадии многие работодатели начинают прижимать средства, воспринимая сайт – как новый автомобиль, за который заплатили и теперь пора поехать с ветерком. Далее начинается целая вереница. На одной и той же должности, но с разными названиями успевают поработать по два месяца целые группы малоквалифицированных специалистов от до бывших секретарей-референтов. Узрев свой долгожданный интернет-магазин в «боевом состоянии» и полюбовавшись на него некоторое время, работодатель ищет того, кто сможет «научить» этот сайт продавать. И тут возникают самые комичные ситуации (комичные своими крайностями): от пустой растраты огромного рекламного бюджета, до полного отказа от раскрутки через вливание средств.

В вакансии интернет-маркетолога можно встретить следующие требования (все вместе или по отдельности):

  • создание интернет-магазина с нуля (самому или с привлечением внештатных программистов);
  • наполнение интернет-магазина товарами (заполнение карточек товаров изображениями, описанием продукции, дополнительными материалами);
  • работа с товарной матрицей, контроль за своевременным обновлением цен на сайте;
  • помощь в логистике;
  • консультирование других сотрудников по работе с сайтом;
  • работа с посетителями сайта;
  • поисковая оптимизация;
  • продвижение товаров и услуг предприятия в социальных сетях;
  • ежедневное наполнение сайта, написание текстов статей, умение писать продающие тексты;
  • выведение сайта на топовые позиции в поисковой выдаче;
  • создание баннеров, рекламных проспектов, открыток, конвертов;
  • тестирование сайта на юзабилити;
  • отслеживание эффективности работы сайта;
  • создание положительного облика компании в сети.

Этот неполный список обязанностей, которые часто встречаются в вакансиях интернет-маркетолога, показывает всю полноту сумятицы на современном рынке труда.

Работа интернет-маркетолога

В идеале интернет-маркетолог должен выполнять несколько другую работу – это повышение конверсии, аналитика, повышение эффективности сайта и т.п.

Но в нашей отечественной действительности эта профессия обрела «особый шарм». На то есть причины, достаточно взглянуть на историю развития трудовых отношений в области создания и продвижения сайтов. Позволю себе дальше рассказывать в немного шутливой форме.

Раньше сайты создавались суровыми программистами, делали они это только ради денег, ибо внезапно иметь корпоративный сайт стало модно, а создавать сайты стало прибыльно. Эти мрачные технари осмеивали PHP и не утруждали себя созданием . Владелец сайта просто не знал, что с ним делать. Как его изменить, добавить контента, какого-то функционала. Золотые времена для скупки дропов. Веб-мастер приходил на помощь к таким корпоративным сайто-владельцам. Это был период конца 90-х. Сайты тогда продвигались очень легко и такой специалист, как SEO-оптимизатор – еще не выделялся на фоне WEB-программистов.

Со временем стали появляться бесплатные CMS, что позволило управлять сайтом многим опытным пользователям. Это совпало с открытием большого числа веб-студий. В это время уже большинство сайтов было оснащено функционалом, достаточным для комфортного наполнения оных приличным объемом информации. Сайты-визитки постепенно стали уходить в прошлое, и на рынке труда стала востребована профессия контент-менеджера. Он не обязан был быть или верстальщиком, а просто продвинутым пользователем Интернета.

Но аппетит приходит во время еды и перед контент-менеджером стали ставить задачи уровня «добавить к сайту интернет-магазин», «калькулятор услуг», «каталог товаров с фотогалереей». Не обладая необходимыми навыками в таких вопросах, контент-менеджер все чаще стал уходить в себя выступать в роли посредника между своим руководством и веб-студиями, программистами фрилансерами и т.п.

Сайты стали сложнее, красивее, информативнее. Теперь сайт стал чуть-ли не обязательной составляющей любой организации, ее представительством. Увеличилась конкуренция в рунете, и SEO-оптимизатор занял позиции передового специалиста, которым считается до сих пор. Опытные программисты, дизайнеры, оптимизаторы стали требоваться везде, что не могло не повлиять на рост стоимости их услуг. Такие специалисты уже не будут «протирать штаны» в офисной среде. Внезапно стало некому «забивать гвозди в голову» на планерках, такие спецы перешли на сдельную оплату труда.

Собственно, так и появился более универсальный специалист – администратор сайта, к тому же он был и есть типичной «офисной рыбкой». Администратор сайта стал справляться с широким перечнем обязанностей. Это до сих пор очень популярная должность. Администратор сайта выполняет рутинную работу по наполнению сайта, может подправить код, настроить модули, иногда разрабатывает новые функции и т.д.

Но администратор сайта своим трудом реальных покупателей не приводит, а, следовательно, за что ему платить?) При нарастающей популярности интернет-торговли, нужен еще более универсальный сотрудник, который знает что такое SEO и умеет применить свои знания на практике, имеет представления об интернет-маркетинге, или хорошо владеет и тем и другим. Так и появился интернет-маркетолог.

Мой пост описывает картину в достаточно мрачных тонах, возможно, такая ситуация имеет место быть не везде. Если ваш опыт доказывает обратное, пожалуйста, расскажите о нем в комментариях!

Что из себя представляет профессия интернет-маркетолога? was last modified: Март 3rd, 2016 by Admin

Интернет появился примерно 50 лет назад, но общедоступным ресурсом он успел стать относительно недавно. И более того, это произошло так быстро, что сейчас многие пользователи сети и представить свою жизнь без нее не могут.

Еще позже начало развиваться продвижение в Интернете. 3 мая 1978 года был отправлен первый в истории спам на электронную почту. И выглядел он таким образом.

В 1994 году появился первый баннер в Интернете (тогда его назвали интерактивной рекламой). Принадлежал он компании AT&T. И на тот момент он вызвал дикий фурор специалистов и не только.

С появлением Интернета изменилось многое — в мире и отдельно в жизни общества, каждого его представителя.

Развиваются новые технологии, создаются программы, что экономят человеческий труд, поиск информации становится проще с каждым днем. Появляются новые профессии. Например, одна из них — Интернет-маркетолог.

Интернет-маркетолог — это специалист, который занимается продвижением услуги или товара, привлечением и удержанием клиентов, как и традиционный маркетолог, только в Интернете.

На рынке немало специалистов, которых именуют себя Интернет-маркетологами. Интересно то, что азам этой профессии не учат в университете. Максимум — курсы или же самоучение. Так же, как ранее всех, кто связан с компьютерами называли «компьютерщиками», уравнивая системных администраторов, программистов, да и специалистов технической поддержки в одну категорию, сегодня называют Интернет-маркетологами всех, кто что-то где-то как-то толкает в Интернете.

Если вы планируете в свою компанию взять толкового Интернет-маркетолога, то вам необходимо понимать, что с него требовать, какие запросы ставить и как решать задачи его руками.

В этом случае надо сосредоточиться на элементарном понимании маркетинговых навыков Интернет-маркетолога.

По сути, работа Интернет-маркетолога (специалист по Интернет-маркетингу, менеджер по Интернет-маркетингу) заключается в повышении роста продаж и прибыли через работу с ценностью товара или услуги с применением Интернет-инструментария. И для того, чтобы сотрудник на своем месте выполнял задачи эффективно, ему необходимо обладать определенными навыками и компетенциями.

В этой же статье мы расписали для вас самые необходимые навыки настоящего Интернет-маркетолога, каждый из которых будет работать на результат. В комплексе — на прибыль.

1. Аналитика

Аналитический склад ума — обязательный навык для Интернет-маркетолога. Этот человек мыслит фактами, тезисами и может найти выход из любой непонятной ситуации.

Интернет-маркетолог в компании, независимо от её ниши:

  • анализирует основные метрики продаж, рекламных кампаний и Интернет-платформ компании;
  • анализирует и управляет приоритетами активностей и работы в Интернет-каналах;
  • управляет маркетинговым бюджетом, четко рассчитывает ROMI (Return on Marketing Investment);
  • управляет проверкой и внедрением гипотез на основании причинно-следственной связи в поведении потребителей.

2. Профессионализм

Этот пункт отдельно требует постоянства и ритма: знания в Интернет-маркетинге устаревают со скоростью 3-9 месяцев. Поэтому Интернет-маркетолог должен все время совершенствовать свою компетентность относительно:

  • методик привлечения в Интернете, работы в Интернет-каналах,
  • техники и методов продаж с использованием Интернет,
  • современных тенденций поведения потребителя в Интернет, потребления контента в Интернет,
  • новых методик веб-разработки.

3. Коммуникативные навыки

Интернет-маркетолог — это менеджер или специалист, который в своей деятельности часто ставит задачи и принимает результаты работ. Более чем в 80% случаев эффективнее это делать письменно, а не устно. И этого выплывает следующее.

Интернет-маркетолог владеет:

  • грамотной письменной речью, информационным стилем изложения,
  • навыками устной презентации,
  • знание английского может быть преимуществом,
  • способностью быстро находить общий язык с разными членами команды.

4. Проактивность

Интернет-маркетолог сам формирует и ставит себе задачи исходя из текущих актуальных потребностей компании. Он — стратег, и результат его работы зависит от него.

Если продвижение в Интернете не приносит вам прибыли, значит в вашим специалистом что-то не так. Его глаза должны гореть каждый раз, когда он говорит о контекстной рекламе. А его работа должна быть заметна на финансовых отчетах компании — и не в минус, а исключительно в плюс. Этот специалист должен быть энергичным и активным — и оба качества направлять на эффективность продвижения в Интернете.

5. Ответственность

Интернет-маркетолог управляет маркетинговым бюджетом, влияет на показатель ROMI, поэтому хороший Интернет-маркетолог в компании берёт на себя ответственность за выполнение обязательств, принимает жизненно важные для компании решения.

Как правило, часть его заработной платы напрямую привязана к показателям созданной пользы для бизнеса. И он получает свой процент от каждой эффективной кампании, реализованной им в Интернете.

Как установить зарплату Интернет-маркетологу — читайте в одной из наших .

6. Ориентированность на результат

Интернет-маркетолог — это специалист или менеджер, выполняющий поставленные задачи в срок. Его оплата труда напрямую привязана к создаваемому для бизнеса результату (см. п. 6). И результат — это основная его цель и задача в работе. Нет смысла делать работу просто для галочки, все действия Интернет-маркетолога должны вести к общей цели компании.

Для того, чтобы ваш Интернет-маркетолог видел результат и шел к нему, ставьте ему цели. На месяц, на полгода, на год или более. Было бы хорошо, если бы цель была своеобразным вызовом для специалиста. Таким образом, вы не только увеличиваете эффективность работы компании, а еще и развиваете Интернет-маркетолога — в его навыках, оперативности выполнения задач и собственной удовлетворенности выполненным планом.

7. Гибкость в выполнении задач

Интернет-технологии развиваются каждую секунду, и для достижения рекордных маркетинговых показателей в бизнесе необходимо использовать новые и актуальные Интернет-каналы, методы, платформы. Поэтому для Интернет-маркетолога важно быть открытым для новых технологий, взглядов. Консерватор на эту работу не подходит.

Ваш Интернет-маркетолог должен мыслить возможностями. Каждый раз при знакомстве с новой технологией, он спешит внедрить ее в работу компании и готов аргументировать вам — внятно и понятно — свой выбор.

При необходимости он быстро переключается на новые методы работы, если существующие решения не привели к желаемым результатам. Он готов искать выходы из любых ситуаций до точки завершения поиска, что равна успеху компании. Любой неудачный опыт он воспринимает как опыт, на котором учится и которым делится с коллегами и молодыми специалистами.

Для того, чтобы упростить поиски Интернет-маркетолога в вашу компанию, мы разработали краткую должностную инструкцию для Интернет-маркетолога (с примерами KPI). Вы можете скачать ёё, а также не забудьте ознакомиться с профилем компетенции маркетолога и основными требованиями к специалисту в одной из наших .


Давно перестал быть секретом тот факт, что рынок XXI века буквально требует специалистов высокой квалификации в области интернет-маркетинга, и спрос на профессионалов данной сферы будет стремительно расти и далее. Ведь, по мнению большинства аналитиков, Интернет сегодня достиг массового потребительского рынка. В наши дни крайне сложно отыскать компанию, которая не стремится продвигать себя в сети.

Интернет-маркетолог. Что он делает?

Какие же задачи стоят перед интернет-маркетологом в современной компании? Как правило, специалист данной профессии заботится не только о продвижении продукции или услуг, но и о создании и поддержании правильной репутации своей фирмы в сети Интернет. Для этого веб-маркетолог постоянно проводит ряд мероприятий, в числе которых:

Координация работы сайта, от создания до модернизации;

А также главнейшая обязанность всех маркетологов - сбор и анализ различной информации.

Работа интернет-маркетолога - это комплекс действий , направленных на продвижение компании в онлайн-пространстве: привлечение клиентов, вывод продукции на определенный уровень, исследование рынка, помогающее росту эффективности продаж, брендирование и создание определенного имиджа фирмы.

Вот как определяет функции интернет-маркетолога директор по маркетингу «Конгру» Петр Петипак :

«Маркетинг - это привлечение и удержание клиентов. Интернет-маркетинг - привлечение и удержание клиентов в Интернете.

И если руководство компании считает, что ее потенциальные и существующие клиенты пользуются Интернетом, а это так в 99 % случаев, то специалист по интернет-маркетингу этой компании жизненно необходим.Что должен делать интернет-маркетолог?
Если разложить процессы привлечения и удержания клиентов на более мелкие бизнес-ориентированные процессы, то их будет четыре:

1. Лидогенерация (lead generation - привлечение пользователя на сайт и убеждение сделать первую покупку или оставить свою контактную информацию в обмен на что-то, представляющее для него ценность);

2. Работа с «лидами» (lead management - совокупность действий, направленных на «выращивание» потенциальных клиентов в лидов, готовых к покупке; часто облекается в обучающую форму);

3. «Закрытие» сделок (lead сonversion - процесс, включающий
в себя снятие всевозможных вопросов и возражений клиента, возникающих на пути закрытия сделки);

4. Обеспечение повторных продаж (account management - работа с существующими клиентами, включающая в себя не только допродажи, но и обслуживание клиентов).

Если понимание первого процесса (лидогенерации) в умах российских маркетологов, топ-менеджеров и владельцев бизнеса более-менее сформировалось, то последние три процесса в большинстве случаев по старинке сваливаются на отдел продаж. Хотя в Интернете они могли бы решаться гораздо быстрее и дешевле. Ну а если выстроить процессы, которые помогут этим двум отделам работать сообща, то синергетический эффект покажет еще более впечатляющие результаты ».

Интернет-маркетолог. Что он умеет?

Чтобы веб-маркетолога можно было назвать мастером своего дела, он должен знать и уметь многое. Один из показателей, по которым оценивается уровень профессионализма интернет-маркетолога, - это базовый набор знаний теории, включающий в себя знания: архитектуры и принципов работы Интернета, ключевых сетевых технологий, а также специфической терминологии.

Интернет-маркетологу надлежит хорошо разбираться в основах классического оффлайн маркетинга, ведь традиционные принципы и стратегии остаются фундаментом веб-маркетинга.

Поиск и анализ информации - основные инструменты маркетолога, поэтому технологиями, стратегиями, алгоритмами поиска данных в веб-пространстве интернет-маркетолог должен владеть виртуозно.

Интернет-маркетолог не обязательно совмещает профессии дизайнера и программиста, но элементарные знания о методах и технологиях разработки сайтов будут очень полезны маркетинговому специалисту. Хотя бы для того, чтобы быстро, а главное четко объяснить веб-мастеру поставленную перед ним маркетинговую задачу. Все навыки и умения, необходимые для эффективной работы, можно получить, в том числе на онлайн курсах маркетинга.

Петр Петипак о знаниях, необходимых интернет-маркетологу для того, чтобы сайт успешно продавал:

«Первый блок знаний - маркетинговый. Интернет-маркетолог должен знать особенности целевой аудитории, понимать, как она принимает решения, уметь представить себя на месте ее различных представителей. То есть обладать навыками проектирования сайта не от предложения (того, что делают конкуренты или того, чего хочется руководителю), а от спроса (потребностей, желаний

и привычек целевой аудитории).

Второй блок знаний - психология поведения пользователя
в Интернете. По большей части, это юзабилити. Маркетолог должен знать, что люди ждут от интернет-магазинов, что хотят увидеть
в шапке сайта, какие формы предпочитают заполнять, и так далее. Без этих знаний ему придется изобретать велосипед, теряя время
и деньги работодателя на ненужные эксперименты.

Третий блок необходимых знаний - это копирайтинг. Умение
писать тексты, убеждающие представителей целевой аудитории выполнить то или иное действие, можно сравнить со степенью заточки ножа. Плохие тексты не помогают проталкивать клиента
вниз по воронке так же, как и тупой нож не может ничего разрезать. Сильные убедительные тексты вовлекают посетителя
в маркетинговую воронку, плавно и незаметно приближая к кассе
».

Интернет-маркетолог . Какой он?

Интернет-маркетологу необходимо умение определять круг задач, ставить конкретные цели и двигаться в сторону их достижения. Работа маркетолога - это в большой степени набор однообразных действий: тщательный сбор информации, кропотливый анализ добытых сведений, составление стратегий, планов и отчетов. Поэтому специалист в данной области должен обладать высокой степенью усидчивости. Одним из качеств, необходимых успешному интернет-маркетологу, является коммуникабельность. Не помешают специалисту в данной области и способности к логическому анализу, а также стремление к непрерывному самообучению. Креативность пригодится в организации творческого подхода к задачам, который определяет эффективность интернет-проекта.

Свое мнение по данному вопросу Петр Петипак высказал, ответив на наш вопрос «Каковы, на ваш взгляд, три самых главных качества, которыми должен обладать онлайн маркетолог? »

С образованием в этой области в России большие проблемы - учиться просто негде. Единственный источник знаний - это книги, блоги и рассылки, причем преимущественно на английском языке. Подпитка знаниями должна быть непрерывной. Чтобы стать специалистом в любой области, необходимо посвятить ей не менее 10000 часов. Конечно же, эти часы включают в себя не только чтение, большая часть времени должна быть отведена практике.
Но так как теория и практика всегда идут рядом, практиковаться нужно на базе прочитанного.

Я говорил выше, что цель маркетинга - привлечение и удержание клиентов. Но это не может быть самоцелью. Бизнес-цели всегда содержат конкретные цифры: план продаж, оборот, прибыль и так далее. Если маркетологу ставится цель обеспечить привлечение продаж на сумму 1 миллион рублей, он должен суметь разложить
эту цель на множество микроцелей и коэффициентов, на которые
он сможет влиять. Он должен уметь составить уравнение, высчитать все неизвестные и добиться решения, удовлетворяющее поставленной руководством цели.

Умение писать убеждающие тексты и добиваться с их помощью результатов я считаю третьим необходимым навыком интернет-маркетолога. Пока вы читаете эту статью, контент-маркетинг завоевывает Рунет. Трехстраничные сайты-визитки проигрывают корпоративным блогам. Блоги, обновляющиеся каждый день, выигрывают у блогов, обновляющихся раз в неделю. Алгоритмы поисковых машин с каждым обновлением делают контент все
более значимым, а внешние факторы теряют свой вес. Интернет-маркетологу недостаточно управлять контентом, ему нужно уметь его создавать. Причем не только статьи, но и сценарии к видеороликам, продающие тексты для вебинаров и электронных книг, email-рассылки и так далее. Без копирайтинговых навыков ценность интернет-маркетолога снижается вдвое ».

Интернет-маркетолог. Разновидности

У интернет-маркетинга существует множество направлений, поэтому в крупных компаниях организовывается целый маркетинговый отдел, где каждый специалист занимается своей сферой. Эксперты в сфере е-мейл-маркетинга разрабатывают тактики эффективной почтовой рассылки, а SEO-аналитики контролируют написание оптимизированного контента в тесном взаимодействии с копирайтерами, маркетологи в сфере социальных медиа планируют и проводят кампании, направленные на привлечение потребителей и укрепление доверия к бренду. Отдельным пунктом можно выделить вирусный маркетинг, который подразумевает создание оригинального и привлекательного контента, который людям захочется показать своим друзьям. В небольших фирмах, как правило, все эти обязанности исполняет один тот же специалист, но в данном случае объемы работ намного меньше и вполне по силам грамотному интернет-маркетологу.

Интернет-маркетолог. Каковы перспективы?

Маркетинг - широкая и интересная сфера деятельности, а разработка проектов, направленных на продвижение компании в сети Интернет, - процесс ответственный, но очень увлекательный. Средняя зарплата веб-маркетолога в январе 2013 года составила 45-60 тысяч рублей. Истинных профессионалов, обладающих всеми необходимыми знаниями и владеющих инструментами маркетинга, на рынке труда пока не так много, а спрос на специалистов растет с каждым днем.

Поэтому профессию смело можно назвать прибыльной и весьма перспективной.

Мнение Петра Петипака на этот счет:

«В любой работе важно видеть результаты своего труда. Маркетолог - это специалист, который действительно может влиять на то, сколько компания зарабатывает. Надо лишь уловить все
взаимосвязи, составить уравнение и последовательно
воздействовать на те элементы, с которыми маркетолог может работать.

Наиболее популярный показатель эффективности сайта -

конверсия - пустой звук , если не видеть все уравнение целиком.

Но если вы будете знать, что клиенты в среднем оставляют в кассе 3000 рублей, продавцы «закрывают» 50 % всех заявок,

поступающих с сайта, конверсия сайта составляет 3,1 %, а в день

на сайт заходят около 1000 посетителей, то вы кристально четко видите, что, подтянув конверсию сайта до 3,5 %, компания сможет зарабатывать больше на 6000 рублей в день. Как я это посчитал?

А вот как:

1000 x 3,1 % x 50 % x 3000 = 46500 (столько компания зарабатывает при конверсии сайта в 3,1 %).

1000 x 3,5 % x 50 % x 3000 = 52500 (при конверсии 3,5 % компания будет зарабатывать больше на 6000 рублей в день, а месячный оборот увеличится на 132000 рублей - чем не повод попросить премию или прибавку к зарплате?).

Рассуждая о перспективах и тенденциях интернет-маркетинга, многие часто говорят о технических решениях или о развитии определенных направлений. Я отвечу вразрез всем: новые инструменты и концепции не стоят выеденного яйца, если не будет людей, понимающих, как их использовать на 100 %. Сколько лет в России в ходу магическая аббревиатура CRM? А сколько компаний, внедривших у себя одно из таких решений, умеют выжимать из них больше, чем из телефонной книги, синхронизированной с единым сервером?

Я считаю, что в первую очередь интернет-маркетологам надо научиться быть маркетологами, мыслить системно, разрабатывать собственные стратегии, отталкиваясь от потребностей своей

целевой аудитории. Во-вторых, научиться использовать имеющиеся ресурсы на все сто. И только тогда, когда их возможностей перестанет хватать, идти за новыми решениями ».

Чтобы создать наиболее полную картину, описывающую профессию интернет-маркетолога, мы попросили Петра Петипака ответить еще на несколько вопросов.

- Расскажите немного о своих проектах.

Мой главный проект в области интернет-маркетинга - контент-проект Конгру , ставший сердцем маркетинговой стратегии компании. Он не только привлекает и образовывает наших потенциальных клиентов, но и улучшает интернет-маркетинг в целом. 14 февраля 2013 года проекту исполнилось 2 года.

В основе контент-проекта лежат два инструмента - блог и email-рассылка Конгру.Newsletter . Контент для них мы создаем внутри компании. Наши статьи, вебинары и электронные книги сильно отличаются от контента, который делают рекламные агентства, веб-студии и другие компании, работающие с готовым спросом на свои услуги. Мы предоставляем консалтинговые услуги, а их заказывают клиенты с серьезным уровнем подготовки. Наш контент более зрелый, более системный, более бизнес-ориентированный, и поэтому он так хорошо работает.

Недавно мы начали экспериментировать с видеоформатом. Пока записываем короткометражные видеоанонсы для постов из блога, в скором времени планируем начать записывать обучающие ролики.

- Где можно обучиться на интернет-маркетолога?

Я для себя разделяю интернет-маркетологов на два типа: технарей и предпринимателей.

Технарями я называю специалистов узких дисциплин - поисковое продвижение, контекстная реклама, социальные медиа, юзабилити и так далее. По этим направлениям за последние пару лет появилось довольно много школ и обучающих центров, развивающих именно эти навыки. Среди них Нетология, CyberMarketing, Школа Дамира Халилова, SEO Study и многие другие.

Школ, развивающих предпринимательские стороны интернет-маркетолога, в России нет. Поэтому единственным способом развивать в себе предпринимательское мышление и навыки является чтение книг, статей и блогов на русском и английском языках. Причем не только по маркетингу и интернет-маркетингу, но и по бизнесу в целом. Бизнес-литература не учит, как сделать то и это, она учит мыслить в правильном направлении. Прикладные вещи я рекомендую черпать из блогов таких западных компаний как Hubspot, Copyblogger, Aweber, IMPACT, ion interactive и других.

- Хочу стать интернет-маркетологом. С чего начать?

Мне крайне сложно представить себе человека, который задал бы подобный вопрос. Вокруг этой профессии нет такого ореола, как, скажем, у космонавта или предпринимателя. Никто не пишет об этом в школьном сочинении «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Интернет-маркетологами не рождаются, ими становятся. Например, я и несколько знакомых мне интернет-маркетологов выросли из любителей компьютеров. Сначала, как все в детстве, мы играли в компьютерные игры, потом увлеклись созданием простеньких сайтов, пытались заработать на них какие-то деньги, потом стали много читать, глубже погружаться в отдельные аспекты интернет-маркетинга, дошли до основ маркетинга, научились их связывать вместе, и вот они мы.

Многие погружаются в интернет-маркетинг из «просто» маркетинга. Часто это является просто вынужденной мерой, так как с каждым годом в Интернет перетекает все больше и больше клиентов и, соответственно, денег.

На мой взгляд, самыми лучшими интернет-маркетологами становятся бывшие «продажники», но только если это происходит по их собственному желанию. Эти специалисты знают и понимают все процессы, происходящие у клиентов в голове, поэтому для них не является проблемой спроектировать траектории движения посетителя по сайту, ведущие к осознанному принятию решения о покупке и непосредственно покупке. К сожалению, таких специалистов немного.

- Как найти работу Интернет-маркетологу?

Интернет-маркетологам начального и среднего уровня лучше всего искать работу традиционными способами - через публикацию резюме на сайтах типа hh.ru и отклики на опубликованные там же вакансии. Вероятней всего, находясь на данном уровне развития, вы не сможете предлагать потенциальному работодателю увеличить продажи (не хватит ни опыта, ни смелости), но сможете эффективно решать такие тактические задачи, как контроль подрядчиков, ведение рекламных кампаний, контроль рекламных бюджетов, обновление сайта и так далее. С приобретением опыта и уверенности в своих силах вы сможете идти к руководству с серьезными предложениями по увеличению продаж, завязанных на определенные KPI.

Профессионалам я бы рекомендовал выбрать одну или несколько компаний, в которых они хотели бы работать и всеми возможными способами добиваться трудоустройства. Разработайте персонализированные маркетинговые кампании по продвижению себя для каждого их потенциальных работодателей и идите к своей цели. Профессионалам не место на биржах, профессионалы должны работать там, где им хочется работать.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Интернет-маркетолог - это специалист по продвижению через интернет.

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Обязанности интернет-маркетолога

Основные задача интернет-маркетолога, в зависимости от специфики могут подразделяться на несколько типов:

  • Изучение рынка, составление портрета покупательской персоны - поиск целевой аудитории, которая заинтересована в продукте или услуге.
  • Разработка новых продуктов, услуг, которые ориентированы на текущие потребности аудитории, востребованы.
  • Поиск незанятых ниш на рынке – каналов сбыта, которые могут обеспечить высокие продажи.
  • Вывод товара на рынок – имея на руках необходимые данные организовать поступление на рынок товара или услуги, проработав наиболее эффективную схему.
  • Управление жизненным циклом – обширный пункт, включающий в себя практически все, от вывода товаров на рынок, до замены устаревших образцов продукции новыми моделями.

Все это специалист делает через интернет. Запускает рекламные кампании, продвигает сайт бренда, ведет сообщества в социальных сетях, подбирает целевую аудиторию.

Что должен уметь интернет-маркетолог

Круг обязанностей интернет-маркетолога не ограничивается знанием одной предметной области, так как в большинстве случаев его работа подразумевает выполнение разнонаправленных задач, как самостоятельно, так и при помощи нанимаемой команды специалистов.

В компетенции интернет маркетолога находятся следующие области:

  • Медийная реклама – создание имиджа в медиапространстве, включая разнообразные СМИ.
  • Контекстная реклама – понимание принципов работы с сетями контекстной рекламы, умение правильно выстраивать цели и отслеживать их достижение. Создание рекламных кампаний, оптимизация и контроль за расходом бюджета, увеличение эффективности проведения за счет анализа наработанной статистики.
  • Поисковой маркетинг – продвижение товара или услуги в поисковых сетях. Понимание принципов SEO и работа в соответствии с текущими алгоритмами поисковых систем, для достижения максимальных позиции в выдаче по требуемым ключевым запросам.
  • SMO и SMM – продвижение продукта в социальных сетях, создание и ведение групп и сообществ, с привлечением потенциального клиента. Постоянное добавление актуального контента в соц сети и микроблоги в рамках кампании. Социальные сети являются довольно обширным рынком, и задача интернет маркетолога найти и привлечь в них своего клиента.
  • Прямой маркетинг –в данном случае используются E-mail рассылки или RSS ленты, в которых освещаются выгодные предложения и акции, а также прочие новости о продукции или услуге.
  • – позволяет привлечь максимально широкую аудиторию, но при этом достаточно сложен в реализации ввиду множества факторов, влияющих на проведение кампании. Сюда относится распространение медиаконтента с отсылками к продукции, не содержащие явной рекламы, а только указывающие на присутствие продукта «между прочим».
  • Брендинг в интернете – создание положительного имиджа продукта, услуги или бренда, повышение узнаваемости. Для этого используются запоминающиеся, оригинальные логотипы, короткие слоганы и корпоративные цвета, а также элементы, позволяющие подчеркнуть фирменный стиль и выделить продукт среди конкурентов.
  • E-mail маркетинг – рассылка по базам писем с целью получения отклика от заинтересованных лиц. Существуют целые сервисы, позволяющие заказывать рассылки по определенным тематикам или прочим критериям.
  • Партизанский маркетинг – идеальное решение для малобюджетных проектов, поскольку позволяет получить достаточно высокие показатели при низких затратах.

В зависимости от поставленной задачи, компетентный ИМ должен разбираться в данных сферах, если не досконально, то обладать навыками корректной постановки задачи для исполнителей по заданным направлениям. В целом это основные пункты, которые входят в обязанности интернет маркетолога, по ситуации они могут расширяться или дополняться в зависимости от специфики проектов.

Как стать интернет-маркетологом

Главное - постоянно следить за сферой. Прийти в профессию легко, сложно удержаться.

Надо постоянно следить за тенденциями: что используется, как работает.

Нужна постоянная практика. Учитесь создавать и анализировать рекламные кампании, вести сообщества. Воплощайте новые идеи по привлечению клиентов.

Качества хорошего специалиста:

  • Самообучаемость - нужно много читать, самостоятельно образовываться.
  • Усидчивость и внимательность.
  • Способность к аналитической деятельности.
  • Креативность.
  • Коммуникабельность.

Востребованность

Сегодняшний рынок труда демонстрирует высокий спрос на профессию, но и соискателей таких вакансий более чем достаточно, однако высока и конкуренция. В данной сфере достаточно высоко ценится наработанный опыт и предыдущее проведение успешных маркетинговых кампаний.

В зависимости от величины проектов, зарплата может различаться в разы, но средний показатель 700-1000$. Данная цифра весьма приблизительна, и есть специалисты оплата которых выше на порядок. В этой сфере многое зависит от наработанной репутации и объемов реализуемых проектов.

В задачи интернет-маркетолога входит внутреннее развитие сайта (или группы сайтов) и внешнее продвижение (реклама, SMM, пиар, SEO и прочее). Такой специалист координирует много действий и зачастую имеет людей в подчинении.

Суть профессии интернет-маркетолога — повышение продаж и развитие бизнеса. Да, непосредственно специалист не продает, но постоянно контактирует с отделом продаж и руководством компании. Квалифицированные интернет-маркетологи — ценные и высокооплачиваемые сотрудники.

Будни профессии . Руководство решило сделать магазин авторегистраторов. Кирилла сделали главным по развитию этого магазина. Вот как выглядел один из его рабочих дней.

Первые полдня Кирилл изучал спрос, собирал запросы пользователей в Яндексе и прикидывал какие страницы сайта должны отвечать на эти запросы. После обед. Затем обсуждал с руководством подход и стратегию продвижения, долго спорили, что лучше — хорошо и долго или «и так потянет» и быстро. Инвесторы хотели быстро вернуть вложенные средства. Ни к чему особо не пришли и разошлись по своим делам.

Остаток дня Кирилл проверял другие подотчетные сайты, смотрел аналитику и по одному сайту сделал отчет. Все, рабочий день прошел.

Места работы

Должность интернет-маркетолога, как правило, есть в интернет-агентствах и в отделах маркетинга крупных компаний.

Обязанности интернет-маркетолога

Основные должностные обязанности интернет-маркетолога таковы:

  • Развитие и поддержка веб-сайтов. Иногда требуется сопровождение мобильной версии или приложения.
  • Работа с контекстной и медийной рекламой (расчет бюджетов‚ оптимизация посадочных страниц, ведение кампаний, отчетность, расчет рентабельности).
  • SEO (своими руками или с помощью подрядчиков).
  • Анализ конкурентов и поиск идей для развития сайтов.
  • Отчетность по ведению проектов.
  • Руководство проектной группой (если есть подчиненные).

Иногда интернет-маркетолог занимается SMM, развитием групп в социальных сетях, ведением e-mail рассылки, продвижением через блоги и форумы.

Требования к интернет-маркетологу

Некие усредненные требования к интернет-маркетологу выглядят так:

  • Опыт работы (обычно более 1 года).
  • Знание Яндекс-Директ и Google.AdWords.
  • Знание веб-аналитики (Google Analytics, Яндекс-Метрика). Желательно наличие сертификатов.
  • Владение SEO (как минимум на уровне постановки задач seo-специалистам).
  • Понимание медийной рекламы и умение работать с крупными порталами по вопросам размещения рекламы.
  • Желание вникать в цели бизнеса и участвовать в их достижении.

Иногда интернет-маркетолог должен знать SMM, уметь вести группы в социальных сетях, владеть графическими пакетами (CorelDraw, PhotoShop, Illustrator), иметь опыт работы с CPA-сетями, а также хорошо знать английский язык.

Как стать интернет-маркетологом

Путей в профессию много и все они лежат через практику. Чтобы стать интернет-маркетологом можно устроиться помощником подобного специалиста и «делать что скажут». За год изучить инструменты маркетинга и получить навыки. После можно брать на себя первые проекты и вести их под легким присмотром «сэнсэя». Еще полтора года практики и вы — интернет-маркетолог.

Есть и другие пути. Можно сначала освоить один навык интернет-маркетолога — например, ведение контекстной рекламы, SMM или SEO. Работать только в одной, узкой нише и стать там мощным специалистом. Затем осваивать другие инструменты и продвигать более серьезные интернет-проекты.

Академическое образование работодатели требуют редко, но обозначают его как преимущество перед другими кандидатами.

Зарплата интернет-маркетолога

Зарабатывают интернет-маркетологи примерно от 25 000 рублей (за простой функционал) до 100 000 рублей в месяц (за результативную работу по привлечению клиентов).

Средняя зарплата интернет-маркетолога составляет около 50 000 рублей в месяц (оценка на декабрь 2016 года).

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование