Социальное обслуживание 1 граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

 соблюдения прав человека и гражданина;

 предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

 обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

 преемственности всех видов социального обслуживания;

 ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

 приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

 ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

В настоящее время в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Вгосударственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении.

Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми. Получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети - инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие

ограниченияспособности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

Отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность 2 информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

Получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы стандартизации социальных услуг. Роль стандарта в формировании социальной сферы. Право граждан на социальное обслуживание. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России: политическая, методологическая и теоретическая причина.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2014

    Анализ качества оказания услуг в доме-интернате для престарелых. Принципы обеспечения качества социальных услуг. Осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов. Совершенствование методов обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2015

    Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Социальная стандартизация в учреждениях по предоставлению услуг семье и детям. Исследование особенностей стандартизации социальных услуг государственных учреждений Ленинградской и Новосибирской областей. Анализ отличий социальных стандартов областей.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2013

    Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Изучение опыта оказания социальных услуг и организации социальных служб в Америке, Европе и Азии, управление ими. Формы и методы за рубежом, особенности применения их в практической работе в отечественных условиях. Анализ инновационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2016

    Понятие качества социальных услуг. Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания. Система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения. Основные факторы, влияющие на качество социальных услуг.

    Социальная защита пожилых людей и модели

    Социальная зашита пожилых людей в современных соци­ально-экономических условиях осуществляется по двум основ­ным направлениям - социальное обеспечение и социальная по­мощь.

    В соответствии с действующим законодательством, соци­альное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожи­лых людей. В Российской Федерации сложились и действуют несколь­ко моделей социального обслуживания пожилых людей. Соци­альное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государствен­ных и муниципальных учреждениях.

    Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются:

    Предоставление государственных гарантий;

    Обеспечение равных возможностей при получении со­циальных услуг и их доступность;

    Преемственность всех видов социального обслужива­ния;

    Ориентация социального обслуживания на индивиду­альные потребности граждан;

    Приоритет мер по социальной адаптации и др.
    Важнейшими моделями социального обслуживания сталитакие, как:

    Социальное обслуживание на дому;

    Полустационарное обслуживание в отделениях дневного
    (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

    Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.;

    Срочное социальное обслуживание;

    Социально-консультативная помощь;

    Предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

    Несмотря на разнообразие форм социальной работы на местах, уже можно выделить основные принципы и формы ста­новления социальных служб, занимающихся решением проблем пожилых людей. Это создание и развитие центров социального обслуживания различного типа (дневного, недельного, времен­ного пребывания); организация надомного обслуживания, плат­ного и бесплатного (платного для тех, кто живет в семьях и кому понадобилась временная помощь); создание на основе различ­ных форм собственности центров социально-психологической помощи, столовых для бесплатного питания, сети магазинов для продажи товаров по социально низким ценам; предоставление льгот по социально-бытовому обслуживанию и обеспечению занятости пожилых людей. Начали открываться дома ночного пребывания, социальные гостиницы и т.д.

    Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реаби­литации инвалидов и престарелых. Центры могут иметь в своей структуре различные под­разделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит:


    Выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

    Определение конкретных видов и форм помощи, пре­доставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;

    Анализ социально-бытового обслуживания населения;

    Привлечение различных государственных и негосудар­ственных структур к решению вопросов оказания социально- бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

    Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультиро­вание и др.

    Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали своих бывших работников, оказывали помощь и проявляли к ним внимание.

    Анализ основных направлений деятельности центров со­циального обслуживания свидетельствует о том, что данная мо­дель социальной службы, ориентированной на работу с пожи­лыми людьми, получила наибольшее распространение и призна­ние и является наиболее типичной. Однако она еще не охваты­вает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым усло­виям.

    В подобных центрах работают врачи, социальные работ­ники, психологи, юристы, специалисты по социальной реабили­тации и др.

    Социальное обслуживание на дому это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде оби­тания, поддержать их личностный и социальный статус, защи­тить их права и законные интересы.

    К числу основных надомных услуг, гарантированных го­сударством, относятся:

    Организация питания и доставка продуктов на дом;

    Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

    Содействие в получении медицинской помощи и сопро­вождение в медицинские учреждения;

    Помощь в поддержании условий проживания в соответ­ствии с гигиеническими требованиями;

    Содействие в организации ритуальных услуг и погребе­нии одиноких умерших;

    Организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

    Помощь в оформлении документов, в том числе для ус­тановления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населе­ния.

    Отделения социальной помощи на дому, как правило, ор­ганизуются при муниципальных центрах социального обслужи­вания или местных органах социальной защиты населения.

    Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвали­дов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоуст­ройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

    Социальное обслуживание на дому производится бесплат­но, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслу­живаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, которые обязаны со­держать их по закону, но проживают отдельно, а также прожи­вающие в семьях, подушевой доход которых ниже установлен­ного для данного региона минимального уровня.

    Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законода­тельством.

    Все более широкое развитие получают и отделения днев­ного пребывания, создаваемые также на базе центров социально­го обслуживания населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инва­лидов, организации их отдыха, привлечения к посильному тру­ду, поддержания активного образа жизни. Эти отделения создаются в соответствии с законодательст­вом и обслуживают не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды независимо от своего семейного поло­жения, но сохранившие способность к самообслуживанию и ак­тивному передвижению, на основании личного желания и меди­цинского заключения.

    В отделениях дневного пребывания обычно выделяются помещения для кабинета медицинской помощи, культурной ра­боты, мастерских, библиотеки. Оборудуются спальные помеще­ния для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инва­лиды, как правило, обслуживаются отделением социальной по­мощи бесплатно.

    Посильная трудовая деятельность в специально оборудо­ванных мастерских или подсобных хозяйствах осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под на­блюдением медицинского работника. Продукция подсобных хо­зяйств обычно направляется на обеспечение питания, а излишки могут быть реализованы для получения дополнительных финан­совых средств и зачисления их на счета ЦСО.

    По решению руководства центра и местной администра­ции в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные платные услуги: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание па­рикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и на­правляются на его развитие, улучшение питания и обслужива­ния пенсионеров и инвалидов.

    Таким образом, отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслужива­ния и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам.

    В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи, основной целью которой является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в соци­альной поддержке.

    Срочное социальное обслуживание включает в себя сле­дующие гарантированные государством услуги:

    Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

    Обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;

    Разовое оказание материальной помощи;

    Содействие в получении временного жилья;

    Оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»;

    Оказание юридической помощи в пределах своей компе­тенции;

    Оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.

    Деятельность службы основывается на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе Центра социального обслуживания.

    Как отмечается в Положении, утвержденном Министерст­вом социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направлен­ных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

    Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инва­лидам, органы социальной защиты проявляют постоянную забо­ту о создании более комфортных условий для жизнедеятельно­сти пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно (не­дельное и дневное пребывание). В дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Здесь они обес­печиваются медицинской помощью, рядом мероприятий реаби­литационного характера, с ними проводится работа по социаль­но-психологической адаптации к новым условиям, изучаются особенности их характера, привычки, интересы, потребности в посильной трудовой занятости, пожелания в организации досуга и т.п. Вес это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при поселении людей на постоянное местожительства, для предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

    Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания пре­старелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, каче­ство обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде регионов РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих посту­пил, в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют жела­ние жить в привычной для них домашней обстановке.

    Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожи­лых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.

    В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министер­ством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, такой дом предназначен для постоянного проживания одиноких граж­дан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

    Основная цель создания таких домов - обеспечение благо­приятных условий проживания и самообслуживания; предостав­ление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для актив­ного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельно­сти.

    Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в пере­оборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно- и двухкомнатных квартир и вклю­чают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или хим­чистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средства­ми малой механизации для облегчения самообслуживания про­живающих граждан. При таких домах организуются круглосу­точно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внут­ренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

    Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется в соответствии с Положением меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений, а организация социально-бытового, тор­гового и культурного обслуживания - соответствующими тер­риториальными органами и службами. В Положении четко определены основные правила, требо­вания и условия строительства и предоставления жилья в специ­альных жилых домах для одиноких пожилых людей, прожива­ния, оплаты и т.д. Следует подчеркнуть, что на основе действующего зако­нодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на перво­очередное направление в стационарные учреждения органов со­циальной защиты населения.

    Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса со­циальных проблем престарелых граждан. Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и раз­витие.

    Одной из серьезных проблем домов-интернатов общего типа, пансионатов и домов ветеранов войны и труда является то, что среди престарелых значительную часть составляют люди с кратковременными или стойкими психическими нарушениями и слабоумием. Они осложняют жизнь проживающих в учрежде­нии, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций, на­рушают спокойствие в коллективе. Решить эту проблему можно введением в штат дома-интерната психиатра.

    Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы. Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления. Зарубежный опыт оказания социальных услуг. Анализ реализации социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.


Модели оказания социальных услуг. Разработка и применение стандартов социальных услуг. Получение бесплатной социальной помощи в период ожидания адресного государственного социального пособия

«Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов...»

Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации

и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

Проблемы и перспективы внедрения профессиональных

стандартов работников социальной сферы в организациях

поддержки семьи и детства социальной сферы г. Москвы

Евстешина О.И.

ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства

«Отрадное», Москва, Россия

Рассмотрены практические аспекты внедрения профессиональных стандартов в организациях поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, осуществляющих социальную профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми.

Отмечены основные проблемы в области внедрения профессиональных стандартов и обозначены направления их возможного решения.

Ключевые понятия: профессиональные стандарты, социальная сфера, социальное обслуживание, организации поддержки семьи и детства, социальная профилактическая и реабилитационная работа с семьями и детьми.

Разработка, апробация и внедрение профессиональных стандартов является одной из приоритетных задач кадровой политики организаций социального обслуживания населения. В настоящее время в г. Москве процесс перехода на новые профессиональные стандарты осуществляется поэтапно, с учетом действующих нормативно-правовых оснований, а также социальных гарантий для работников.

Однако остается ряд нерешенных проблем и противоречий, затрудняющий процесс перехода и создающий определенные препятствия для их внедрения в организациях социального обслуживания.



Нормативно-правовые основания деятельности организаций социального обслуживания В основу создания новой системы поддержки семьи и детства в г.

Москве легли следующие правовые документы:

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);

Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

ЧАСТЬ II

Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Закон г. Москвы № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Закон г. Москвы № 34 «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»;

Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП;

Постановление Правительства города Москвы № 829-ПП «О социальном обслуживании в городе Москве».

После введения Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» была определена задача разрешения существующих и возможных противоречий, возникающих в результате правоприменительной практики.

Для решения этой задачи была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты-практики, преподаватели ГАУ ИДПО и АНО «Совет по вопросам управления и развития». В каждом административном округе проведены фокус-группы среди специалистов, сформулированы актуальные вопросы, которые легли в основу разработки методических рекомендаций по организации практической работы с семьями и детьми в условиях реализации Федерального закона от 28.12.2014 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Тем самым, в Москве созданы условия для регулирования разных правовых форм поддержки семьи и детства.

Одновременно с этим существует проблема организации деятельности по социальному сопровождению семей, которое является одной из важных составляющих профилактической работы. Статья 22 Федерального закона № 442-ФЗ трактует социальное сопровождение как только содействие в получении помощи, не относящейся к социальным услугам, что создает значительные помехи в деятельности организаций. В связи с этим был разработан новый пакет предложений, касающийся социального сопровождения семей с детьми, для внесения поправок в федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»».

Данные положения непосредственно касаются специалистов, осуществляющих свою деятельность в организациях социального обслуживания и диктуют непосредственные действия по уточнению их трудовых функций.

Структура организаций

В рамках одной организации социального обслуживания, относящейся к сфере поддержки семьи и детства, могут осуществляться различные направлеМежведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ния деятельности. Последние, в свою очередь, позволяют учреждать структуру организации. В такого рода организациях представлен весь спектр видов социального обслуживания и видов профилактической работы, исключая обслуживание на дому, которые регламентированы действующим законодательством (ФЗ-442, ФЗ-120, Закон города Москвы № 12).

В соответствии с этим в структуре организаций сферы поддержки семьи и детства могут быть созданы подразделения, деятельность которых отражает все этапы работы с детьми и семьями и учитывает основные категории.

Возможные наименования такого рода подразделений.

1. Отделение социальной поддержки семьи и детей (ранней профилактики семейного неблагополучия) - обеспечивает такое направление деятельности, как работа с семьи на стадии возникновения потенциального риска семейного неблагополучия.

2. Отделение социальной профилактики (отделение дневного пребывания) - обеспечивает индивидуальную профилактическую работу несовершеннолетних получателей социальных услуг и их семей (дети и семьи в трудной жизненной ситуации).

3. Отделение социальной реабилитации (где имеется стационар) - обеспечивает комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних, относящихся к категориям беспризорные, безнадзорные, дети в социально опасном положении.

4. Отделение социальной реабилитации детей-инвалидов - обеспечивает комплексную социальную реабилитацию, направленную на повышение социальной компетентности получателей социальных услуг.

5. Отделение социальной диагностики (отделение выявления детского и семейного неблагополучия) - обеспечивает работу на территории с целью раннего выявления детского и семейного неблагополучия.

6. Отделение сопровождения замещающих семей (при наличии статуса уполномоченной организации по данному направлению деятельности) - обеспечивает подготовку замещающих родителей и последующее социальное сопровождение детей, находящихся под опекой/попечительством.

Изменение подходов к формированию кадровой политики организаций социального обслуживания в связи с введением профессиональных стандартов Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций, ранжированных по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, в соответствии с которой работнику устанавливается трудовая функция.

ЧАСТЬ II

В случаях, предусмотренных федеральными законами, применение профессиональных стандартов обязательно.

В социальной сфере с 01 января 2015 г. вступили в силу профессиональные стандарты в социальной сфере, которые могут быть применены в области работы с семьями и детьми.

К ним относятся:

- «Руководитель организации социального обслуживания»;

- «Социальный работник»;

- «Специалист по социальной работ»;

- «Специалист по работе с семьей»;

- «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»;

- «Психолог в социальной сфере».

В ТК РФ внесены поправки, согласно которым в части предъявления требований к квалификации работников подлежат применению профессиональные стандарты с 01 июля 2016 г.

Данные должности относятся к основному персоналу организаций социального обслуживания, который оказывает социальные услуги и осуществляет индивидуальную профилактическую работу. Эти должности соответствуют ОКВЭД 85.30 (предоставление социальных услуг).

Помимо данных специалистов функции по оказанию социальных услуг могут быть возложены на следующих работников.

1 Воспитатель На данный момент воспитатель относится к номенклатуре должностей педагогических работников, т.е. может быть в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В настоящее время создана рабочая группа по разработке, апробации и внедрению нового профессионального стандарта «Воспитатель в социальной сфере». Предполагаемая новая должность не имеет права на социальные льготу, трудовые права и гарантии, связанные со статусом педагогического работника (режим рабочего времени, отпуск), а также, согласно новым системам оплаты труда, данная должность не входит в квалификационную профессиональную группу по оплате труда, в которую ранее входили педагогические работники 2 Руководитель Данные должности относятся к разделу Единого квалификационкружка, куль- ного справочника «Должности специалистов в области культуры, торганизатор, искусства и кинематографии». При этом, учитывая наличие в аккомпаниа- перечне социальных услуг культурно-досуговой деятельности, тор возможно введение в штатное расписание данных должностей.

В перспективе предполагается организация сотрудничества организаций социальной сферы с организациями культуры для осуществления данной деятельности как соответствующей виду экономической деятельности в данной области (аутсорсинг) Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

–  –  –

Для обслуживания деятельности организаций социального сервиса необходимо наличие специалистов, служащих, относящихся к общеотраслевым должностям, как, например: бухгалтер, специалист по кадрам, юрисконсульт, специалист по охране труда, специалист гражданской обороны, секретарь и т. д.

Наличие медицинской службы, включающей медицинских работников, необходимо при наличии в организации стационара и лицензии на медицинскую деятельность.

В связи с новыми требованиями к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы возникают вопросы о необходимости специальных мер для приведения должностного функционала сотрудников в соответствие с профессиональными стандартами и другими нормативно-правовыми документами.

В 2015 г. начат процесс перехода на новые профессиональные стандарты, при этом возникло противоречие: с одной стороны, социально-педагогическая услуга входит в перечень ведомственных услуг и является востребованной, а с другой стороны, педагогические должности исключены из штатного расписания организаций поддержки семьи и детства, а также Центров содействия семейному воспитанию (табл. 1). Данное противоречие создает ограничение в получении социально-педагогических услуг детьми. При этом у специалистовпрофессионалов изменяется продолжительность рабочей недели, которая стала для всех сотрудников одинаковой - 40 часов (ранее: логопед - 18 часов, воспитатель - 30 часов, педагог-психолог - 36 часов) и продолжительность отпуска (вместо 56 дней - 28). В то же время они выполняют самую сложную социально-педагогическую работу, особенно в стационарах.

Вопрос о педагогических должностях в социальной сфере и о новых профессиональных стандартах является открытым и требует детального рассмотрения.

Возникающие в связи с переходом на новые профессиональные стандарты вопросы рассматриваются руководителями организаций социального обслуживания последовательно и с учетом требований к образованию работников организаций социального обслуживания. Основные из них представлены в табл. 2, а требования - в табл. 3.

ЧАСТЬ II

–  –  –

Однако далеко не все организации располагают средствами для обучения или профессиональной переподготовки своих работников, что является препятствием для планомерного и успешного перехода на новые профессиональные стандарты.

Комментарии в части отдельных профессиональных стандартов в связи с их внедрением в организациях поддержки семьи и детства В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области реабилитационной работы в социальной сфере» трудовая функция работника предполагает предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. В организациях социальной сферы для несовершеннолетних такая функция предполагает социально-психологическую и социально-педагогическую реабилитация несовершеннолетних получателей социальных услуг, куда входят: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе.

Данная целевая группа и трудовая функция специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере полностью соответствует виду экономической деятельности социальных учреждений и действующему законодательству, а также обеспечивает потребности несовершеннолетних получателей социальЧАСТЬ II ных услуг, составляющих контингент социальных организаций. Требования к образованию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере предполагают наличие образования по специальностям: клиническая психология, специальная психология, социальная педагогика, специальная дошкольная психология и педагогика, а также наличие специального (дефектологического) образования. В связи с этим логопеды (дефектологи) социальных организаций могут быть переведены на должность специалиста по реабилитационной работе без прохождения программ дополнительного профессионального образования.

В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством кадровой политики социальных организаций возникла проблема сохранения в штатном расписании организаций со стационарными формами обслуживания должности «воспитатель», при безусловной необходимости выполнения данной трудовой функции в организациях, обеспечивающих стационарные формы обслуживания детей и подростков.

Трудовая функция воспитателя предполагает социально-педагогическую поддержку, социальное воспитание и социальную адаптацию детей и подростков, а также обеспечение жизнедеятельности детей и подростков, направленное на их воспитание и социализацию. Без выполнения такой функции реабилитационная работа в учреждениях, оказывающих стационарные услуги детям и подросткам, становится лишенной важной составляющей, стационар становится преимущественно местом проживания детей в ситуации разлучения с семьей. Профессиональные стандарты специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитационной работе, специалиста по работе с семьей и психолога в социальной сфере не предполагают выполнение этой функции.

Разрешение данного противоречия возможно в случае разработки проекта нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания в социальной сфере» («Воспитатель в социальной сфере») с подачей заявки в Министерство труда и социальной защиты РФ.

С учетом актуальной ситуации обсуждения данного вопроса в настоящее время предлагается оставить без изменения наименование должности «воспитатель» в социальных организациях, обеспечивающих стационарные формы обслуживания, до конца 2016 года, до урегулирования вопроса о соответствии трудовой функции воспитателя действующим профессиональным стандартам.

В качестве иллюстрации актуального положения в области кадровой работы приводим примерное штатное расписание центра поддержки семьи и детства с указанием структурных подразделений и должностей (табл. 4).

Одним из самых актуальных является вопрос об оценке квалификации специалистов организаций социального обслуживания, их аттестации или сертификации, а также об образовательных программах, необходимых для формирования соответствующих компетенций специалистов в рамках существующих профессиональных стандартов. Остается ряд вопросов, требующих дополнительного рассмотрения в рамках специальных межведомственных рабочих групп.

Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

–  –  –

Примечание. Директор учреждения, исходя из производственной необходимости и по согласованию с Департаментом, может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат учреждения должности, не предусмотренные примерным штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.

«*» отделение дневного пребывания «*» отделение ранней профилактики семейного неблагополучия.

Литература

1. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/onlne.cgi?req=doc&base=LAW&n=196694&div=LAW&dst=0%2C0&r nd=224476.5162589413920124 (дата обращения: 26 августа 2016 г.).

№ 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собМежведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ственности или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ, № 27 (часть III), ст. 4484, 04.07.2016.

3. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. 31 дек. № 256.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. 31 дек. № 303.

Организация перехода на профессиональный стандарт педагога: опыт и перспективы (на материале стажировочной площадки Республики Мордовия)

–  –  –

Представлено описание основных результатов апробации модели экспериментального внедрения профессионального стандарта педагога в условиях деятельности федеральной стажировочной площадки Республики Мордовия, созданной на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования» с целью реализации в 2014-2015 гг. Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Раскрыты особенности применения квалификационных требований, заявленных в профессиональном стандарте педагога.

Рассматриваются механизмы привлечения представителей системы государственно-общественного управления образованием (представители работодателей, потребителей профессиональных ассоциаций, профсоюзов, педагогических коллективов, экспертов и др.) к процедурам независимой оценки компетенций педагогов. Показаны предварительные результаты применения требований профессионального стандарта педагога к содержанию профессиональной педагогической деятельности в системе управления образованием Республики Мордовия.

Ключевые слова: педагог, профессиональный стандарт, сертификация, дополнительная профессиональная программа, компетенция, аудит.

Похожие работы:

2002. – 368 с.11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология:...»

«Положение о проведении Всероссийской заочной теоретической олимпиады "Музыкальная регата" (по предмету "Музыкальная литература") для учащихся детских школ искусств 1. Общие положения Всероссийская заочная теоретическая олимпиада по предмету "Музыкальная литература" для учащихся детских школ искусств (далее...»

« государственного педагогического университета, году учителя посв...»

«СОДЕРЖАНИЕ Наименование раздела Страница ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 3 Цели и задачи реализации программы, сроки реализации. 1.2 3 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1.3 4 подготовительного к школе возраста. Ожидаемые результаты освоения...»

«Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга Рассмотрено Утверждаю на Методическом Советом директор ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ...»

«Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности школы – городских педагогических гостиных




Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Социальные услуги.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.



(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

8.01.2009/контрольная работа

Границы социальных групп. Социальные агрегаты: понятия и виды. Социальные классы и социальные слои, их характеристика. Специфика понятий аудитория и публика. Этимологические понятия. Образцы поведения и социальные нормы. Политическая публичная сфера.

26.11.2009/контрольная работа

Понятие национальной безопасности, ее структура и состояние на современном этапе. Модели государственной политики в сфере безопасности. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности. Риски безопасного развития в условиях глобализации.

19.11.2009/реферат

Социальный портрет современного российского предпринимателя. Влияние государственного регулирования на неформальный экономический порядок. Корпоративное социальное партнерство как технология управления персоналом. Социальная поддержка работников.

16.01.2010/реферат

Системный подход к характеристике процессов внедрения стандартов социальной ответственности в Украине на основе принципов Глобального договора ООН. Идея корпоративной социальной ответственности. Основные элементы типичной схемы управления организацией.

7.06.2010/реферат

Социальные гарантии в сфере занятости. Материальные блага, входящие в соцпакет. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, дополнительные социальные гарантии. Гарантии и компенсации безработным, пособия по безработице.

25.02.2003/реферат

Что представляет собой социальная группа? Формы социальных общностей и социального контроля. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп. Групповая динамика. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.

27.07.2009/реферат

Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция. Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль.

3.12.2007/лекция

Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

29.06.2010/контрольная работа

Социальное действие и поведение как проявление социальной активности, типы взаимодействия. Социальные группы, их типология, структура, факторы и особенности их функционирования. Понятие и теории социальной организации, ее организационные структуры.

16.03.2010/контрольная работа

Первичные и вторичные, внутренние и внешние, формальные и неформальные, референтные социальные группы. Динамические характеристики социальных групп, основные признаки и функции групповой общности. Группы как объекты социально-психологического анализа.

21.09.2009/контрольная работа

Понятие социологии и ее место в системе наук, основные функции и назначение в обществе. Методы и этапы социологического исследования. Предпосылки и процесс развития гражданского общества, его структура и основные компоненты, отличия от "негражданского".

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование