Основные принципы бюджетного учета регламентированы. Бюджетный учет. Особенности и общие принципы. Понятие и оценка нематериальных активов

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. (БК РФ ст. 264.1)

Основными задачами бюджетного учета являются:

  • - формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
  • - формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • - обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
  • - обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений.

Порядок ведения бюджетного учета, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.

К особенностям бухгалтерского учета можно отнести: организация учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы; строгая государственная учетная политика, реализуемая через Инструкцию; тесное переплетение классификатора доходов и расходов с новым планом счетов; новая форма ведения бюджетного учета (журналы операций); четкий учет расходов и доходов. бухгалтерский учет бюджет расход

Основными принципами ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:

  • - ведение бух. учета методом двойной записи;
  • - непрерывность;
  • - денежная оценка хозяйственных операций, активов и пассивов;
  • - достоверность;
  • - начисление;
  • - предусмотрительность (осторожность);
  • - преобладание содержания над формой;
  • - сопоставимость показателей;
  • - нейтральность финансовой отчетности;
  • - соответствие доходов и расходов отчетного периода;
  • - фактическая оценка активов и обязательств.

Принцип ведения бухгалтерского учета методом двойной записи означает, что хозяйствующий субъект должен вести регистрацию бухгалтерских операций на основе двойной записи. Система двойной записи заключается в том, что одна и та же сумма по одной и той же операции отражается на двух счетах бухгалтерского учета - в дебете одного и кредите другого.

Принцип непрерывности бухгалтерского учета означает, что хозяйствующий субъект является постоянно действующим и будет продолжать свою деятельность в течении неопределенного долгого периода времени, а также срок ведения бухгалтерского учета должен соответствовать сроку существования, хозяйствующего субъекта. Со дня прекращения своего существования, бюджетная организация прекращает ведение бухгалтерского учета.

Принцип денежной оценки хозяйственных операций, активов и пассивов означает, что все хозяйственные операции, события, активы и пассивы должны быть измерены в едином, однородном выражении - денежной оценке. В Республике Узбекистан денежным измерителем является сум и его доли - тиийн.

Принцип начисления бухгалтерского учета означает, что активы, пассивы, доходы, расходы, хозяйственные операции и события отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только об операциях в прошлом с оплатой или получением денежных средств, а также об обязательствах по выплате денежных средств в будущем.

Принцип достоверности бухгалтерского учета означает, что информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость и на нее могут полагаться пользователи. Достоверность хозяйственных операций или событий должна быть подтверждена первичными учетными документами.

Принцип предусмотрительности (осторожности) предполагает, что в финансовой отчетности не должна допускаться завышенная оценка активов и доходов и заниженная оценка обязательств или расходов.

Принцип преобладания содержания над формой означает, что если информация в учетных документах и финансовой отчетности достоверно отражает содержание операций и событий, эта информация должна быть учтена и представлена в финансовой отчетности.

Принцип сопоставимости показателей бухгалтерского учета означает, что для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой за разные отчетные периоды. При изменении подходов представления отчетности в отчетном году информация за предшествующий период должна быть переклассифицирована для целей сопоставимости. Если по практическим соображениям переклассификация не может быть сделана, должны быть раскрыты причины и характер изменений, которые имели бы место в случае осуществления переклассификации.

Принцип нейтральности (бухгалтерской) финансовой отчетности означает, что информация, представляемая в финансовой отчетности, для обеспечения ее надежности должна быть свободной от предвзятости.

Принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода означает, что в данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов данного отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчетными периодами в соответствии с какой-либо системой распределения.

Принцип фактической оценки активов и обязательств предполагает, что основой оценки активов и обязательств является их себестоимость или стоимость приобретения.

Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Существенность. Информация является существенной, если ее невключение или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности. На значимость информации может оказывать влияние, как ее сущность, так и ее ценность (существенность).

Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств хозяйствующего субъекта.

Завершенность. В целях обеспечения достоверности финансовых отчетов должна быть представлена информация в достаточно полном объеме.

Своевременность. При необоснованной задержке отчетной информации она теряет свою значимость. Для представления своевременной информации может возникнуть необходимость отчета до того, как все аспекты сделки или другого события будут известны, что нарушает достоверность. С другой стороны, если отчет откладывается до тех пор, пока все аспекты будут известны, даже очень надежная информация может принести пользователям незначительную пользу, поскольку они были вынуждены принимать решения ранее. В целях достижения баланса между значимостью и надежностью надо решить, как лучше всего удовлетворить потребности пользователей при принятии экономических решений.

Ведение бухгалтерского учета - это процедура, посредством которой осуществляется организация и регулирование бухучета обособленного учреждения любого типа. Рассмотрим, каким образом выстраивается система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Бюджетный учет - это упорядоченная система сбора, регистрации, группировки и обобщения информации в денежном выражении, состояния и движения финансовых и нефинансовых активов и обязательств хозяйствующего субъекта госсектора. Конечным звеном бухгалтерского и бюджетного учета является бухгалтерская финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений и бюджетная отчетность казенных учреждений и органов власти.

В основу бюджетного учета положен метод начисления, при использовании которого все хозяйственные факты движения средств бюджета Российской Федерации отражаются в том периоде, в котором имели место, независимо от даты оплаты.

К задачам бюджетного учета можно отнести:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта госсектора, о его имущественном положении, которая необходима пользователям бюджетной и бухгалтерской финансовой отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйствующим субъектом госсектора фактов хозяйственной жизни;
  • определение финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, фактическую оценку степени исполнения бюджета всех уровней;
  • контроль целевого расходования средств;
  • предупреждение необоснованных затрат как за счет бюджетных средств, так и за счет иных источников финансирования хозяйствующего субъекта госсектора;
  • поиск нарушений плановой и финансово-бюджетной дисциплины;
  • контроль наличия и сохранности товароматериальных ценностей и денежных средств;
  • выявление скрытых резервов хозяйствующего субъекта госсектора.

Основные принципы организации бюджетного учета:

Принцип № 1 - «Обеспечение единства бюджетного учета».

Подразумевает объединение бюджетного учета исполнения бюджетов и бюджетного учета в казенных учреждениях, органах власти, бюджетных и автономных учреждениях. Все субъекты бюджетного учета обязаны применять Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению (далее - План счетов). Первый принцип имеет природу своего происхождения из требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип № 2 - «Применение метода начислений».

Учет с использованием метода начислений позволяет полно и своевременно отразить все операции хозяйствующих субъектов госсектора, дает информацию о возможных финансовых последствиях принимаемых управленческих решений в налоговой и бюджетной сфере. При использовании этого метода в центре системы учета находится администратор бюджетных средств. Администратор учитывает как расходы бюджета, так и поступления в соответствующий бюджет.

Отличия метода начислений и кассового метода отражены на рис. 1.1.1.

Кассовый метод учета - это признание операций на основе движения денежных средств по счетам, а метод начисления - это признание операций в момент возникновения или изменения экономической стоимости активов и обязательств.

Рис. 1.1.1.

Особенности взаимосвязи метода начислений с движением нефинансовых и финансовых активов, обязательств в отчетности представлены на рис. 1.1.2.


Рис. 1.1.2.

В отличие от кассового метода учета, который позволяет только отследить потоки денежных средств и не дает полного представления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволяет оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.

Принцип № 3 - «Интеграция Плана счетов с бюджетной классификацией». В основе номера счета бюджетного учета лежит бюджетная классификация. Подробнее об этом мы поговорим в главе 3 настоящего пособия.

Учет - это составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных регистрах.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими казенных, бюджетных, автономных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

В настоящее время термин «бюджетный учет» используется для характеристики учета в казенных учреждениях и органах власти, а учет в бюджетных и автономных учреждениях квалифицируется как «бухгалтерский учет». Даже в Едином плане счетов содержится понятие «бухгалтерский учет», и лишь в инструкциях 162н, 174н, 183н мы можем увидеть существующую дифференциацию на настоящий момент понятий «бюджетный учет» и «бухгалтерский учет» и сделать вышеприведенный вывод.

Однако в рамках настоящего пособия мы будем использовать устоявшуюся категорию «бюджетный учет», при этом выделяя особенности его применения для казенных учреждений и органов власти и бюджетных и автономных учреждений.

Кроме бюджетного учета хозяйствующие субъекты госсектора осуществляют и налоговый учет, если в видах деятельности присутствует приносящая доход деятельность. Могут они вести и управленческий учет в зависимости от управленческой необходимости, что решает уже само учреждение.

Таким образом, единая система бюджетного (или бухгалтерского), управленческого и налогового учета дает возможность принимать эффективные управленческие решения.

Изменения в области бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации, которые начались еще в прошлом веке и продолжаются по настоящий момент времени, во многом были предопределены следующими документами:

  • Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 283;
  • Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (до 2010 г.), утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180;
  • Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 № 249.

Все изменения были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В основу реформирования бухгалтерского учета и отчетности положены Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В соответствии с методологией МСФО, которые, в свою очередь, разработаны для коммерческих организаций, Международной федерацией бухгалтеров (г. Нью-Йорк) также разработаны Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора (МСФОГС). Они стали общепринятыми стандартами в мировом сообществе с 2000 г., а с 2004 г. признаны большинством государств и рядом международных организаций.

МСФОГС преследуют следующие цели:

  • окончательное разделение бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый;
  • обеспечение прозрачности финансовых потоков;
  • стандартизация приемов калькуляции затрат;
  • стандартизация подходов к профицитам (дефицитам) бюджетов;
  • обеспечение общих подходов к учету государственных капитальных вложений и собственности;
  • обеспечение тождественности базовых учетных принципов МСФО и МСФОГС для удобства профессиональных пользователей.

Применение МСФОГС позволит упростить законодательную базу учета и пресечь бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу. МСФОГС приняты в основу реформирования российского бюджетного учета.

На современном этапе создана интегрированная система бюджетного учета, позволяющая объединить все активы и обязательства. Интеграция бюджетной классификации доходов и расходов в Единый план счетов бухгалтерского учета позволяет проводить анализ активов, обязательств и операций по экономическим потокам. План счетов бюджетного учета для органов власти (государственных органов) и пр. и бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений в настоящее время позволяет составлять полную и прозрачную отчетность и получать информацию (в соответствии с международными стандартами), которую можно использовать для планирования и разработки налоговой и бюджетной политики, для оценки влияния сектора государственного управления на другие секторы экономики и в целом на экономику страны. Внешним пользователям эта информация позволит сравнивать результаты деятельности органов государственного управления различных стран.

  • Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственныхорганов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (в ред. ПриказовМинфина России от 12.10.2012 № 134н, от 29.08.2014 № 89н, от 01.03.2016 № 124н, от01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 №209н).
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование