Саммит шелковый путь. Китай создает новый мировой экономический порядок. Путин и Эрдоган за зоны деэскалации в Сирии

В эти дни Пекин стал мировой столицей. Из Москвы до Пекина на поезде за двое суток. Возможно ли такое? Возможно, и довольно скоро. Сегодня в Пекин прибыл президент России Владимир Путин для участия в форуме «Один пояс - один путь». На форум прибыли 28 глав государств и правительств.

Все мы знаем о Великом шелковом пути из Китая в Европу. Он существовал тысячи лет, еще со времен Римской империи. Именно по этому пути в Европу попали порох и бумага - китайские изобретения. Потом Китай ослаб, и Великий шелковый путь оказался не нужен. Китай снова силен. И несколько лет назад выступил с инициативой нового проекта - возрождение великого пути. И даже больше. Это не просто путь. Это проект вовлечения в единое экономическое пространство большинства стран Евразии.

Строительство скоростной железной дороги от Тихого океана до Атлантического в планах этого грандиозного проекта. Поэтому из Москвы до Пекина действительно можно будет доехать на поезде за двое суток.

Если говорить в целом об этой инициативе, «Один пояс - один путь», то пока трудно даже оценить общие инвестиции. Но ясно, что речь будет идти о триллионах долларов. И Россия, с ее огромным пространством, запасами природных ресурсов, с научным потенциалом, может играть в этом проекте первые роли.

Церемония открытия более чем лаконична - через три с лишним года после первого упоминания китайцами грандиозного проекта «Один пояс - один путь» на форуме уже не нужны декорации для привлечения внимания. В зале почти три десятка глав государств. Те же, кого в Поднебесной называют друзьями, в первом ряду, по левую руку от китайского президента Си Цзиньпина турецкий, Рэджеп Эрдоган, по правую - президент России Владимир Путин. Российский лидер вышел на трибуну вторым. И его речь вышла далеко за пределы формальных слов о российско-китайской дружбе. Путин говорил о будущем всей Евразии, партнерстве, которое способно изменить политический и экономический ландшафты всего континента, а может, и всего мира.

«Многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны. Протекционизм становится нормой, а его скрытой формой являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе и на поставку и распространение технологий. Идеи открытости, свободы торговли сегодня все чаще отвергаются. Причем часто теми, кто совсем недавно выступал их поборником. Дисбалансы в социально-экономическом развитии, кризис прежней модели глобализации ведут к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности.

Бедность, социальная неустроенность, колоссальный разрыв в уровне развития стран и регионов порождают питательную среду для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции. Мы не справимся с этими вызовами, если не преодолеем стагнацию, застой в глобальном экономическом развитии», - заявил Владимир Путин.

Евразийский мегапроект «Один пояс - один путь» - по сути - это тот же Великий Шелковый путь, по которому из Азии в Европу еще до нашей эры шли караваны с порохом, специями и шелком, конечно.

Современное прочтение Шелкового пути объединяет в себе наземные транспортные коридоры, железные дороги, прежде всего, и морские транспортные пути. Южный, из Китая - в Грецию огибая берега стран Азии и Востока. И Северный - иначе, российский Северный морской путь, о потенциале которого сегодня напомнил Владимир Путин.

«Мы последовательно модернизируем морскую, железнодорожную, автомобильную инфраструктуры, расширяем пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Значительные ресурсы вкладываются в обустройство Северного морского пути, чтобы он стал глобальной конкурентной транспортной артерией. Если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕврАзЭС и инициативы "Один пояс - один путь", в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию евразийского континента. А это ключ к освоению территорий, оживлению экономической и инвестиционной активности. Давайте вместе прокладывать такие дороги развития и процветания», - сказал Владимир Путин.

В кулуарах форума российский президент поговорил, как говорят дипломаты, на ногах с турецким лидером Реджепом Эрдоганом. Всего же в Пекин представители сотни стран. Никто не хочет оказаться на обочине нового Шелкового пути. Во многих столицах на пути от Пекина до Лондона, рассчитывают на многомиллиардные инвестиции из Поднебесной. Россия же среди тех стран, что готовы самостоятельно вкладываться в будущее единой Евразии.

«Россия готова не только торговать, но и инвестировать в создание на территории стран-партнеров совместных предприятий и новых производств, в развитие промышленной сборки, сбытовых и сервисных услуг. Важно, чтобы предприниматели наших стран вместе зарабатывали и добивались успеха, создавали конкурентоспособные технологические и производственные альянсы. Чтобы такая кооперация была эффективной, нужно двигаться в сторону унификации, а в перспективе - и к разработке единых стандартов, норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельхозтоваров, так и для новой высокотехнологичной продукции», - заявил российский президент.

Даже мелодия песни «Московские окна», которую Владимир Путин исполнил на рояле в ожидании начала двусторонней встречи с китайским лидером, в духе мира без границ.

В Китае высоко ценят то, что России выступает против политики протекционизма, то, что несмотря на санкции, преодолела сложности в развитии и удержалась от воинственной риторики.

«Перед лицом сложной, быстро меняющейся ситуации в мире, Китай и Россия проявили чувство ответственности в качестве великих государств, прилагая усилия к политическому урегулированию ситуации в Сирии, ядерной проблеме Корейского полуострова, сыграли стабилизирующую роль в обеспечении мира», - заявил Си Цзиньпин.

«Нам как никогда нужны новые механизмы сотрудничества, раскрытия дверей друг для друга, снятия различных барьеров и препятствий. Нам удалось преодолеть негативные тенденции и добиться возобновления роста двустороннего товарооборота - на 4% в 2016 году, и в январе-марте текущего года темпы роста составили уже 37%. Но, что особенно важно и что нас радует, - меняется структура нашего товарооборота, увеличивается доля машинотехнической и сельскохозяйственной продукции. Причем это потоки в обе стороны», - отметил Владимир Путин.

Дальнейшее развитие отношений лидеры двух стран обсудили за закрытыми дверями. Вновь оказались в поле зрения телекамер уже только во время рабочего завтрака.

Российский дом приемов в одном из особняков. Вслед за китайским другом Путин принимает европейских друзей: лидеров Чехии и Греции.

Встреча с Милошем Земаном сразу же вышла за рамки формального протокола. То, что это будет дружеский разговор, стало очевидно, когда чешский президент отказался от переводчика, и по-русски обратился к министру Лаврову.

Милош Земан: «Господин министр, вы также курящий, как и я? Но г-н президент запрещает курить».

Сергей Лавров: «Не столько господин президент, сколько наша Госдума».

Владимир Путин: «Несколько лет назад мы тоже здесь, в Китае, встречались с вами на полях международного мероприятия... Перевод?»

Милош Земан: «Не надо переводить, мы все разумеем, какой-то русский диалект. Может быть диалект России».

Владимир Путин: «Литературный русский язык».

Милош Земан: «Да!»

Владимир Путин: «В сфере экономики, несмотря на спад предыдущих лет, у нас в начале этого года наблюдается рост товарооборота. Даже более чем на 44%. Это хороший признак и хорошая тенденция, которую нам нужно будет сохранить».

Милош Земан: «Растет число туристов, это очень положительно».

На переговорах с греческим премьером Алексисом Ципрасом без переводчиков было уже никак. И все равно дела идут в гору - растут турпоток и товарооборот между Москвой и Афинами. Интеграционное сотрудничество стран Евразии уже сейчас не только приносит миллиардную прибыль и сотни тысяч рабочих мест, но и помогает преодолеть социальную неустроенность и разрыв на уровне развития стран. Впрочем, у каждого из регионов громадного материка все еще есть по списку нерешенных проблем.

Российская делегация привезла на форум готовое решение - разработанный Москвой проект «Энергетическое кольцо». Москва уже давно готова начать поставки. Тем более они актуальны теперь, когда Китай задумался про электрический шелковый путь - Азиатскую сеть ультравысокого напряжения. И, судя по тому, как Владимира Путина принимают в Китае, очевидно, что у России с соседями по континенту впереди еще не один проект подобных масштабов.

После встречи с премьером китайского Госсовета, совместного фото премьеров и президентов, вечер высоких гостей Пекина продолжился за торжественным ужином. Первый тост - от главы КНР Си Цзиньпина.

Когда на улице уже стемнело, участников первого форума «Один пояс - один путь» ждал еще и гала-концерт в Китайском большом театре. На первый взгляд, вполне традиционное восточное шоу, а если приглядеться - смесь культурных традиций всего континента.

  • 1125 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

Саммит Шелкового пути пройдет 14-15 мая в Пекине. Участие в нем подтвердили главы государств и правительств 30 стран, а также руководители ряда международных организаций — ООН, МВФ, Всемирного банка и ВТО.

По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, российский президент на форуме «Один пояс — один путь» в Пекине предложит инициативы по разработке рентабельных транспортных маршрутов.

«Наш президент вместе с председателем КНР и генеральным секретарем ООН выступит на церемонии открытия форума. Имеется в виду, что Владимир Владимирович представит российское видение перспектив экономического развития на евразийском континенте. Он предложит ряд конкретных инициатив по выстраиванию кратчайших рентабельных и эффективных транспортных маршрутов через территорию России и Евразийского экономического союза по доставке грузов на всем протяжении от Атлантики до Тихого океана», — сказал он.

В посольстве КНР в Москве «Газете.Ru» пояснили, что много путаницы в самом названии проекта нового Шелкового пути и форума, который состоится в Пекине. Это форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века). «Цель проекта — совместное построение «Пояса и пути», что позволит лучше использовать преимущества каждой страны-участницы и превратить экономическую взаимную дополняемость в новые драйверы развития не только для Китая, но и для мировой экономики», — пояснили «Газете.Ru».

Китай никому не навязывается

Проект может быть реализован только «на основе общих интересов и общей ответственности», уточняют в посольстве, добавляя, что Китай никому не навязывает участие в проекте.

Пока двусторонние договоры о сотрудничестве с Китаем подписали 40 государств, включая ключевые европейские страны, европейский рынок рассматривается китайскими властями как ключевой для экспортеров. Однако интерес к проекту высказывали и представители Аргентины, Филиппин и Шри-Ланки. Официальный Пекин дает понять, что в перспективе Шелковый путь может быть проложен не только в Европу, но и в страны Средней Азии и в Африку.

Китай предложил инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) еще в 2013 году.

А в 2016 году общий объем торговли Китая со странами вдоль Шелкового пути уже составил $954 млрд, или 25,7% от общемирового объема торговли.

Самое сложное для России — эффективно вписаться в реализацию масштабного китайского проекта. Ушаков на брифинге в пятницу уточнил, что Путин как раз предложит инициативы по сопряжению разнообразных интеграционных процессов, идущих в Европе и Азии, на основе универсальных принципов и норм ВТО.

Первые шаги России в этом направлении были сделаны еще в мае 2015 года, когда было подписано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Председатель Си Цзиньпин и Владимир Путин обсуждали детали такого сопряжения не единожды, последний раз — на полях саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. В настоящее время эксперты из МГУ и Академии общественных наук КНР готовят концепцию Большого евразийского партнерства.

Эта концепция подразумевает строительство высокоскоростной магистрали Москва - Пекин и газотранспортной магистрали «Сила Сибири». В Шелковый путь могут быть вписаны возможности БАМа и Транссиба, а также мощности Дальневосточного порта. Путин расскажет на форуме о преимуществах действующих в России транспортных коридоров, пояснил Ушаков.

«Практическим измерением стали, например, совместные инвестиции компаний двух стран в различные проекты.

В одной только в неэнергетической сфере уже реализуются проекты на сумму свыше $15 млрд.

Другим измерением являются переговоры по торгово-экономическому соглашению с Китаем. На форуме может быть дан новый импульс этим переговорам», — пояснил «Газете.Ru» федеральный чиновник, участвующий в пекинском форуме.

В состав российской делегации входят представители бизнеса — глава РЖД Олег Белозеров, глава «Роснефти» Игорь Сечин, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, глава «Газпрома» Алексей Миллер, владелец Volga Group Геннадий Тимченко, глава компании НОВАТЭК Леонид Михельсон. Однако, как отметил Ушаков, Россия и Китай не планируют по итогам переговоров лидеров двух государств подписывать какие-либо крупные соглашения. Ушаков отметил, что такие соглашения планируется подписать позднее, в ходе визита в Россию Си Цзиньпина.

Однако в субботу, 13 мая, стало известно, что РФПИ, Российско-китайский инвестфонд, ряд ближневосточных инвестфондов и группа компаний «Ви Холдинг» договорились о совокупных инвестициях в проект развития территории бывшего аэродрома Тушино на северо-западе Москвы. Совокупные инвестиции в проект составят более 90 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано 13-го числа в ходе визита Путина в КНР.

Даже если проект Шелкового пути не принесет для России реальной выгоды, Китай все равно останется ключевым экономическим партнером России. Сейчас доля КНР во внешнеторговом обороте России составляет 14%. По итогам 2016 года товарооборот вырос на 4%, до $66 млрд. По итогам первого квартала 2017 года товарооборот между Россией и Китаем вырос в долларовом эквиваленте на 29,3% ($18,5 млрд).

О том, что негативные тенденции в товарообороте двух стран преодолены, подтвердили и в МИД Китая. «В торговле с Россией мы восстанавливаем прежнюю динамику. Восстановление началось еще в первой половине прошлого года. Меняется сама структура импорта и экспорта», — говорит директор департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюнь.

«Ранее по итогам визита вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли и его встречи с Путиным на 99% согласованы контракты на сумму $90 млрд», — сказал представитель МИД Китая.

Во время встречи с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым на четвертом заседании российско-китайской межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству в апреле была одобрена идея создания двух фондов, которые будут заниматься инвестициями в российскую горнодобывающую и металлургическую отрасли, а также в инфраструктурные и девелоперские проекты. Готовятся контракты в сфере автомобиле- и авиастроения, космоса, металлургии.

Россия гонит в Китай нефть и газ

Впрочем, основой товарооборота остаются нефть и газ. По итогам прошлого года Россия вышла на первое место по объемам экспорта нефти в Китай (52,5 млн тонн), опередив Саудовскую Аравию.

Реализуется также проект строительства газопровода в КНР, предусматривающий ежегодные поставки 38 млрд кубов газа. С участием китайских партнеров продвигается проект «Ямал СПГ», продолжается строительство второй очереди из двух энергоблоков Тяньваньской АЭС.

Имеются договоренности о строительстве дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и тяжелого гражданского вертолета. Есть шанс и на интерес китайцев к высокоскоростной магистрали Москва - Казань.

«Развитие китайской концепции Экономического пояса Шелкового пути сулит ряд выгод как для России, так и для ЕАЭС в целом», — считает Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Один из экономических эффектов может быть достигнут в результате роста грузоперевозок по оси Китай - Европа, полагает эксперт. Потенциал трансъевразийского транзита можно оценить в 4% от перевозок, идущих сейчас по морю.

По его словам, речь идет о премиальных высокомаржинальных грузах.

Развитие транспортных коридоров, проходящих через Россию, полезно для повышения связанности внутренних регионов России - Урала и Сибири. Если транспортные меридианы получат развитие на территории России, от этого выиграют и Китай, и Евразийский союз, и даже страны Центральной Азии.

У китайского мегапроекта имеется и оборотная сторона. Невыгодная для России. Когда проект Шелкового пути наберет обороты, он создаст проблемы для российского бизнеса. Ему придется еще жестче конкурировать с китайскими товарами — в России, на евразийском рынке и лояльных нам ранках Центральной Азии и Северной Африки.

В итоге китайские партнеры станут конкурентами.

С такой постановкой вопроса категорически не согласен посол России в КНР Андрей Денисов. «Конкуренции я не заметил. Наоборот, Россия и Китай — крупные партнеры, и нам необходимо задействовать наши преимущества», — сообщил посол «Газете.Ru» на брифинге в Пекине.

Транспортная артерия с Востока на Запад, из Китая в Западную Европу, самый грандиозный проект в области транспорта последних десятилетий. Всё это - про «Новый шёлковый путь».

В сентябре 2013 Глава КНР Си Цзиньпин предложил новую идею этого амбициозного проекта под названием «Один пояс - один путь». Суть идеи состоит в объединении транспортной инфраструктуры Евразии в единую и целостную систему, по которой Китай сможет беспрепятственно экспортировать и импортировать товары (промтовары, изделия лёгкой промышленности, природные ресурсы и т.д) в Евросоюз и другие страны континента.

Что же это означает в практическом плане? Китай занимается строительством различных объектов инфраструктуры в области транспорта, а именно железными дорогами, автомагистралями, портами и трубопроводами.

В результате реализации этого проекта транспортная система КНР должна получить «точки соприкосновения» с транспортными системами западных стран, в первую очередь стран Евросоюза и, возможно, Объединённого Королевства, что позволит Китаю увеличить товарооборот со своими потребителями из этого региона. А это - дополнительный доход для китайской экономики. Это огромные рынки, куда Китай, по мнению ряда экспертов, намеренно не приглашали долгое время.

Что сделано и что будет сделано в будущем? Пока что китайское руководство в первую очередь занимается дипломатическими переговорами с целым рядом стран, включая Россию и Казахстан.

Для нужд проекта был создан инвестфонд Silk Road Company, имеющий в своём распоряжении 40 млрд долларов. В будущем китайское руководство ожидает поддержки ряда европейских и исламских стран в области финансирования строительства некоторых объектов, которые смогут принести пользу не только для «Нового шёлкового пути», но и для инфраструктуры тех государств, на территории которых они и будут построены.

Главная часть проекта должна пройти по суше (железнодорожная). Она будет состоять из 3-х частей (коридоров). Северная часть железной дороги должна пройти через Россию, а южная и центральная - через Казахстан и другие страны региона. После соединения железных дорог Востока и Запада, планируется строительство и автомобильных магистралей.

Мнение: эксперты в области геополитики уверяют, что у нашей страны есть свои амбиции, и быть частью китайского проекта, китайского мира — для нас не столь важно (достаточно ). Но при это оба государства в поисках точек более плотного взаимодействия, поскольку появилась роль для России в , а для России Китай — выгодный инвестор.

Основная часть проекта - путь из Китая в Евросоюз через территорию Средней Азии. Его протяжённость должна составить около 6.500 километров. Маршрут этого пути таков: Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Ирак-Сирия-Турция-Евросоюз.

Морская же часть пути должна пройти вдоль берегов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Египта, таким образом достигнув Средиземного моря через Суэцкий канал.

Что же насчёт реализации? Пока что главным достижением «Нового шёлкового пути» является открытие самого длинного железнодорожного (грузового) пути в мире - Харбин-Гамбург, которой проходит через территорию России (в феврале текущего года между Харбином и Екатеринбургом был открыт новый железнодорожный путь).

В целом проект может сыграть весьма позитивную роль для мировой экономики, в том числе российской и казахской, однако основная часть маршрута идёт в обход территории России, поэтому говорить о реальных результатах этого проекта пока рано.

Для экономики Казахстана одним из самых значимых проектов в реализации концепции этого проекта стало строительство железнодорожного пути протяжённостью 293 километра между Жетыгеном и Коргасом. Эта железная дорога уже стала частью магистрали Чунцинь-Дуйсбург.

Саммит Шёлкового пути в Китае 14–15 мая 2017

В Китай съезжаются лидеры 28 стран, среди них и президент России. В Пекине начинается международный саммит Один пояс ― один путь. На форуме встретятся представители 110 государств и 20 международных организаций. Китай впервые собирает столь представительное собрание в сфере экономики. Сим, делается заявка на международное экономическое лидерство.

По сообщениям прессы, Пекин намерен подписать два десятка соглашений со странами нового .

Россия не относится к странам Шёлкового пути, но пресса называет нашу страну главным союзником Китая.

Кроме Владимира Путина ожидают премьер-министра Пакистана — Наваза Шарифа, премьера Камбоджи — Хун Сена, премьер-министра Италии — Паоло Джентилони.

Интересно, что ранее частью шёлкового пути был Крым, пока Россия не давала публичных сигналов, что готова дать Китаю строить здесь свой порт. И в Европе далеко не все хотят видеть дешёвые китайские товары, которые с лёгкостью могут вытеснить местных производителей. Поговаривают о протекционизме. Впрочем, с опасением на возвышение Поднебесной смотрят и в США. Отдельный и очень сложный вопрос — взаимоотношения Китая с исламским миром.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование