Расходы на участие в выставке. Расходы на участие в выставках и ярмарках Расходы на участие в выставке

Варламова Виктория Владимировна, главный эксперт­-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на рекламу

К рекламе относится информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке . Поэтому выставку можно рассматривать как один из видов рекламы.

В налоговом учете затраты на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, в целях исчисления налога на прибыль признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией .

К ненормируемым расходам на рекламу относятся: – расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; – расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; – расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Таким образом, расходы на участие в выставке являются ненормируемыми и в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль. Экономическую обоснованность расходов на участие в выставке помимо первичных документов и документов, оформленных в соответствии с обычаями делового оборота иностранного государства, на территории которого проходила выставка (договоры, проездные документы, счета за гостиницу, акты выполненных работ и др.), должны подтверждать внутренние документы организации. Такими документами могут быть: приказ руководителя о принятии решения об участии в выставке, смета расходов на участие в выставке, отчет о результатах участия в выставке и др.

Заключаем договоры с иностранными партнерами

налог на прибыль. Для участия в зарубежной выставке организации необходимо заказать рекламные материалы, оформить стенд, смонтировать рекламную конструкцию, доставить экспонаты и др.

Как правило, подготовка к выставке поручается специализированной фирме. Если у организации нет постоянно действующей выставочной экспозиции, то выставочное оборудование проще взять в аренду. Такую услугу часто предоставляют организаторы выставок (иностранная фирма).

Если организация заключает договор с устроителями выставки, то, как правило, в договоре на предоставление услуг по организации выставки конкретизируются работы и услуги, которые будут оказаны участнику. Иногда заключаются два отдельных договора: один на аренду места на выставке, другой на предоставляемые работы и услуги (монтаж рекламных конструкций, размещение рекламы в каталоге, информационные услуги и т. д.). Когда организациям приходилось платить налог на рекламу, они были заинтересованы в том, чтобы затраты на аренду не включались в состав рекламных расходов. Многим налогоплательщикам удавалось отстаивать это в суде. Поскольку сейчас такой налог отменен, организации без каких-­либо опасений могут признать такие затраты в составе расходов на рекламу, причем ненормируемых.

Расчеты между иностранной фирмой и участником выставки обычно производятся в валюте, иногда в российских рублях – при работе с партнерами из ближнего зарубежья. В соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода.

Расходы на рекламу в виде услуг сторонних организаций признаются в налоговом учете на дату расчетов согласно условиям заключенных договоров или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода .

НДС. Если российская организация пользуется услугами иностранных партнеров, то, прежде чем заключить договор, нужно определить место реализации таких услуг и работ в соответствии с российским законодательством. Когда на основании ст. 148 НК РФ местом реализации признается территория РФ, на российскую организацию возлагаются обязанности налогового агента по НДС и в договоре с инофирмой следует оговорить сумму налога, которая будет удержана при перечислении ей денежных средств .

По общему правилу местом реализации работ (услуг) признается место осуществления деятельности продавца, которое определяется на основе государственной регистрации . Исключение составляют работы и услуги, предусмотренные пп. 1–4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Одним из таких исключений являются рекламные услуги. Место их реализации определяется по месту осуществления деятельности покупателя. По мнению Минфина РФ, услуги по предоставлению выставочной площади или дополнительные услуги по оборудованию выставочного стенда, а также услуги по размещению информации о товарах в официальных каталогах выставки следует рассматривать как рекламные . Соответственно, если они оказываются иностранными фирмами российским организациям, то деятельность по организации выставки является объектом по НДС .

Однако, несмотря на то, что услуги по организации выставок носят рекламный характер и по налогу на прибыль учитываются в составе расходов на рекламу, такие услуги нельзя квалифицировать как рекламные. В соответствии с ОКВЭД рекламная деятельность имеет код 74.40, а деятельность организаторов выставок, ярмарок и конгрессов квалифицируется как предоставление прочих услуг – код 74.84 . Налоговые органы читают ст. 148 буквально, то есть наименования оказываемых услуг, перечисленных в этой статье, должны соответствовать наименованиям услуг в договоре. Если в нем написано, что иностранный партнер оказывает услуги по организации выставки, то местом реализации этих услуг территория РФ не является, так как они не предусмотрены пп. 1–4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Поэтому при данной формулировке в договоре участник выставки, по мнению автора, не должен исполнять обязанности налогового агента.

С этой точкой зрения согласны и налоговые органы. Они считают, что обязанности налоговых агентов при приобретении услуг, оказываемых иностранной компанией, возникают у участника выставки только в том случае, если такие услуги не подпадают под перечень исключений . Иными словами, если в договоре на оказание услуг по организации выставки иностранный партнер выделяет отдельной строкой виды и стоимость предоставляемых услуг, то место реализации каждой услуги определяется отдельно.

Например, при приобретении услуг у иностранного партнера, не имеющего представительства на территории РФ: – аренда выставочной площади – не является реализацией услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ); – аренда стенда – место реализации услуги территория РФ – российская организация налоговый агент (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ); – рекламные услуги (рекламные объявления по радио, размещение рекламы в проспектах и т. д.) – место реализации услуги территория РФ – российская организация налоговый агент (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ); – услуги по аккредитации участников выставки – не являются реализацией услуг на территории РФ (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Если организация приняла решение согласиться с мнением Минфина РФ или в соответствии с точкой зрения налоговой службы решила определять место реализации каждой услуги, поименованной в договоре отдельно, и какая-­либо услуга признается оказанной на территории РФ, то в контракте с иностранным партнером нужно оговорить сумму НДС. Одновременно с перечислением денег организатору выставки российская организация обязана удержать и заплатить налог в бюджет . Налоговой базой у налогового агента в данном случае является сумма дохода от реализации услуг с учетом НДС . Пересчет налоговой базы осуществляется в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств иностранному лицу (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) . Налогообложение производится по «обратной ставке» 18/118 . Удержанный и уплаченный НДС можно принять к вычету после оказания услуг (выполнения работ) иностранным партнером при условии, что такие услуги (работы) приобретены налогоплательщиком НДС для облагаемых операций .

Очень часто иностранные партнеры не хотят отражать в договоре российский НДС или указывают в договорах «свой» налог на добавленную стоимость, который участник выставки должен им перечислить в полном объеме. Как поступить организации, если она опасается претензий со стороны налоговых органов?

По мнению Минфина и налоговой службы, если в договоре НДС не учтен, то российскому налоговому агенту при исчислении налога на добавленную стоимость следует применять ставку налога в размере 18% к стоимости услуг (без учета российского налога на добавленную стоимость) и уплачивать налог в бюджет за счет собственных средств . Уплаченный НДС к вычету принять нельзя, так как он не был удержан из денежных средств, подлежащих перечислению иностранному лицу , а уменьшить налогооблагаемую прибыль, как ни странно, на эту сумму можно. Минфин разрешил учитывать такой НДС в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ как суммы налогов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке .

Данные разъяснения вызывают недоумение. Если НДС нельзя принять к вычету, потому что он не удержан согласно требованиям Налогового кодекса, как такой налог может признаваться исчисленным в соответствии с законодательством? Нигде в НК РФ мы не найдем норм, обязывающих налогового агента платить НДС за счет собственных средств при приобретении работ и услуг у иностранных партнеров. Взыскание налога за счет средств налогового агента также противоречит положениям ст. 8 НК РФ. Подтверждается это и судебной практикой .

Однако, несмотря на то, что точка зрения Минфина, указанная в Письмах от 18.07.2006 № 03-03-­04/2/175, от 24.03.2006 № 03-­04-­03/07, по мнению автора, не соответствует нормам законодательства, организации могут ею воспользоваться. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов организации будут освобождены от ответственности (штрафа), а с 2007 г. даже от уплаты пеней .

Направляем своих представителей на выставку

О преимуществах товаров, работ или услуг никто не знает лучше сотрудников. Поэтому именно их организация направляет в командировку на выставку.

Командировочные расходы, по мнению налоговых органов, не будут относиться к рекламным . Их следует включать в состав расходов на командировки .

Расходы на командировки признаются на основании документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документов, оформленных согласно обычаям делового оборота, применяемых в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы (в том числе приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в соответствии с договором) .

Расходы на проезд и проживание можно учесть в полном размере на основании подтверждающих документов.

Часто бывает, что белорусские, украинские или казахские партнеры в счетах или других документах указывают сумму налога на добавленную стоимость. При этом организации должны понимать, что для российских налогоплательщиков «иностранный» НДС является косвенным налогом, уплаченным в соответствии с законодательством иностранного государства, и, по мнению автора, должен включаться в стоимость приобретенных у иностранных фирм услуг. Однако Минфин РФ предлагает учитывать такой налог отдельной суммой в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ . К вычету будет приниматься только НДС, предъявленный на территории РФ .

Для исчисления налога на прибыль суточные, выплачиваемые работникам за время нахождения в командировке, признаются расходами в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ № 93 . Для целей исчисления ЕСН, взносов в ПФР и НДФЛ никаких официальных норм законодательством не определено. Ранее налоговые органы и Минфин РФ настаивали на том, чтобы для исчисления «зарплатных» налогов организации руководствовались Приказом Минфина РФ от 02.08.2004 № 64н «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» . Однако Приказом Минфина РФ от 12.07.2006 № 92н в этот документ внесены изменения, уточняющие, что он применяется только бюджетными организациями.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ порядок и размер компенсации расходов на командировки устанавливают работодатели. Значит, по мнению автора, суточные не облагаются НДФЛ и ЕСН в пределах норм, определенных в организации коллективным договором или локальным нормативным актом.

Аналогичная точка зрения была высказана в Решении ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04 и недавно поддержана налоговой службой .

Поэтому организации необходимо утвердить Положение об оплате командировочных расходов и установить в нем соответствующие нормы компенсаций. Если организации удобно руководствоваться нормами, определенными для налога на прибыль, то в таком документе можно указать, что компенсация будет выплачиваться работникам за время нахождения в командировке по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ № 93.

Датой признания расходов на командировки при методе начисления будет признаваться дата утверждения авансового отчета .

Раздаем рекламные товары

НДС. Раздача рекламно-сувенирной продукции в ходе проведения рекламных акций рассматривается контролирующими органами для целей применения налога на добавленную стоимость как безвозмездная передача товаров и является объектом по НДС . Обложение НДС сувенирной и печатной продукции, вывозимой с территории РФ и предназначенной для распространения на зарубежной выставке, производится в порядке, который установлен налоговым законодательством в отношении операций по реализации товаров на территории Российской Федерации и предъявленный поставщиками рекламной продукции налог, по мнению налоговых органов и Минфина РФ, можно принять к вычету в общеустановленном порядке .

Иногда организации проще заказать рекламные сувениры иностранным партнерам в стране проведения выставки. В этом случае передача рекламных товаров не признается объектом по НДС, так как местом реализации таких товаров территория РФ не является (ст. 147 НК РФ).

Заметим, что распространение на выставке листовок и рекламных каталогов, по мнению контролирующих органов, также признается объектом по НДС .

Однако уже существует некоторая положительная арбитражная практика, в которой отмечается, что печатные рекламные материалы, содержащие информацию об организации и о рекламируемой продукции, не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, не могут быть реализованы на рынке, то есть не являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ. Поэтому при их передаче объекта по НДС не возникает .

Налог на прибыль. Не стоит забывать, что все расходы на рекламные материалы и презенты, раздаваемые на вставке, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а деятельность по распространению такой продукции признаваться рекламой. То есть данные материалы должны распространяться среди неопределенного круга лиц (посетителей выставки) и содержать информацию об организации, о товаре, рекламируемом виде деятельности, торговой марке и знаках обслуживания . Только при соблюдении этих условий расходы на рекламно­сувенирную продукцию будут учитываться при исчислении налога на прибыль.

Раздача каталогов и брошюр не нормируется, то есть затраты на их приобретение и изготовление учитываются при исчислении налога на прибыль в размере фактических понесенных расходов . Затраты на приобретение или изготовление рекламно-­сувенирной продукции с логотипом организации или информацией о ней, раздаваемой бесплатно на выставках, по мнению налоговых органов, не относятся к расходам на участие в выставке. Их можно отнести к прочим расходам на рекламу согласно последнему абзацу п. 4 ст. 264 НК РФ в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ . Аналогичные разъяснения Мин­фина РФ касаются и распространения листовок .

Но с этим можно поспорить, ведь ни ст. 264 НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают перечень затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.

Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях. Такое же мнение было выражено ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 № А43­-1729/2004-­32-152. Для обоснования этой точки зрения необходимо, чтобы затраты на распространение сувенирной продукции были включены в смету расходов на участие в выставке. Вместе с тем при отражении расходов на распространение этой продукции в полной сумме не исключены претензии со стороны налоговых органов.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, 2004

Для успешного продвижения товаров (работ, услуг) на рынке и расширения связей с потребителями и партнерами российские организации все чаще используют такой способ рекламы, как участие во всевозможных выставках и ярмарках. Это способ заявить о себе, продемонстрировать свои товары, работы, услуги, что способствует увеличению покупательского спроса в будущем, а также получить большой объем информации во время проведения выставочных мероприятий, наладить и закрепить деловые контакты, необходимые для дальнейшей работы организации. Для многих крупных организаций участие в выставках становится традицией и обычаем делового оборота.

Экспонент, т.е. предприятие, выставляющее свою продукцию (товары, работы, услуги), обычно сам не занимается подготовкой и проведением выставки, а заключает договор с ее организатором, в котором регулируются вопросы о допуске на выставку, арендной плате за стенд, об условиях оплаты, расторжении договора, оказании и заказа конкретных услуг (как обязательных, так и дополнительных). Исходя из условий договора формируются расходы организации, участвующей в выставке.

Расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учете как рекламные

В большинстве случаев расходы, связанные с участием в выставках, - рекламные. Такой вывод можно сделать на основании Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ (в ред. от 30.12.2001) "О рекламе", в котором определено, что реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к рекламному объекту и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Так как конечная цель любых рекламных расходов - сбыт рекламируемой продукции, данные расходы можно квалифицировать как расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также выполнением работ, оказанием услуг. Внутри данной группы они будут определяться как расходы от обычных видов деятельности (п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и относиться к коммерческим расходам (п.7 ПБУ 10/99). В бухгалтерском учете расходы на рекламу учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", где по дебету отражаются суммы произведенных расходов, а по кредиту - накопленные суммы расходов списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Способ списания коммерческих расходов должен быть отражен в учетной политике организации.

В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу в целом и на участие в выставках в частности включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ). Согласно п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, в том числе на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов, во время массовых рекламных кампаний и пр. (например, дегустация продукции на выставках, бесплатная рекламная рассылка) для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Налоговые органы при определении ненормируемых рекламных расходов четко придерживаются перечня, приведенного в п.4 ст.264 НК РФ, - любой иначе поименованный расход будет пересчитываться по нормативу (Письмо Минфина России от 26.06.2003 N 04-02-05/1/68). При этом к расходам на участие в выставках, ярмарках следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках (Письмо Управления МНС России по Москве от 17.04.2003 N 23-10/4/21317).

Большинство российских организаций формируют свои расходы на рекламу в пределах, не превышающих 1% выручки. Если же нормируемые расходы превысили этот предел, у организации возникают следующие проблемы.

Во-первых, на основании п.7 ст.171 НК РФ суммы НДС по расходам, принимаемым в соответствии с гл.25 НК РФ для целей налогообложения прибыли по нормативам, должны приниматься к вычету в соответствии с этими нормативами (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 28.11.2002 N 24-11/57028). Если на конец года остается сумма входного НДС, которая не была принята к вычету в течение года в соответствии с п.7 ст.171 НК РФ, эту сумму списывают в дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Если суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) были уже учтены в качестве налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу по НДС, а позже расходы на приобретение этих товаров были отнесены к рекламным, которые, как оказалось, не превышают нормативы, указанные в п.4 ст.264 НК РФ, то суммы НДС в части превышения установленных норм подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Во-вторых, так как бухгалтерский и налоговый учет нормируемых расходов на рекламу различается (в бухгалтерском учете суммы расходов на рекламу списываются полностью в отчетном периоде независимо от того, подпадают данные расходы под норматив, установленный гл.25 НК РФ или нет), для отражения возникающей разницы необходимо применять правила Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Если отчетный период - начало или середина года, могут возникнуть временные разницы, приводящие к уменьшению будущих платежей по налогу на прибыль. Это может произойти, когда расходы организации на рекламу не поименованы в перечне, приведенном в п.4 ст.264 НК РФ, и превышают 1% выручки отчетного периода, так как налоговый период по налогу на прибыль не закончен, и в следующих отчетных периодах есть вероятность, что общая сумма рекламных расходов будет отвечать установленным в ст.264 НК РФ нормам (выручка и расходы на рекламу будут исчисляться при этом нарастающим итогом с начала отчетного периода).

В соответствии с п.п.9 - 11 ПБУ 18/02 временные разницы приводят к увеличению или уменьшению будущих платежей по налогу на прибыль. Сумма такого увеличения или уменьшения составляет отложенный налог на прибыль. Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Сумма отложенного налога определяется как произведение вычитаемой временной разницы на действующую ставку налога на прибыль. В бухгалтерском учете эта сумма учитывается на счете 09 (Приказ Минфина России от 07.05.2003 N 38н "О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению"). Отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода, отражается по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". При уменьшении или полном погашении отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода формируется запись: Д-т 68, К-т 09. Отложенный налоговый актив при выбытии объекта актива, по которому он был начислен, списывается с кредита счета 09 в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".

Расходы, связанные с участием в выставках, как рекламные подпадают под обложение налогом на рекламу. Налогоплательщиками при этом являются рекламодатели. Но так как это местный налог, в разных регионах страны установлены свои правила его начисления и уплаты: плательщиками налога в некоторых регионах могут быть рекламораспространители, которые в данном случае выступают в роли налоговых агентов. Ставки по налогу также могут варьироваться, однако согласно пп."з" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с 1 января 1999 г. утратил силу, за исключением ст.ст.19, 20, 21) сумма налога на рекламу не должна превышать 5% стоимости услуг по рекламе.

В бухгалтерском учете налог будет учитываться по кредиту счета 68, субсчет "Прочие налоги", в корреспонденции с дебетом счета 91, субсчет "Прочие расходы". При определении налоговой базы для расчета налога будут приниматься как прямые расходы на рекламу, так и косвенные, при этом косвенные расходы будут определяться в процентном отношении общей суммы косвенных расходов к величине прямых расходов, произведенных рекламодателем в отчетном периоде (Закон г. Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу", Письмо Управления МНС России по Москве от 24.10.2002 N 23-10/6/50694).

Пример. Предположим, организация, занимающаяся производственной деятельностью, принимает участие в выставке в качестве экспонента в I квартале 2004 г. Стоимость аренды стенда составила 5900 руб. (в том числе НДС 18% - 900 руб.), изготовление и монтаж рекламных экспонатов - 11 800 руб. (в том числе НДС 18% - 1800 руб.), расходы на изготовление и распространение рекламных листков перед входом на выставку - 8850 руб. (в том числе НДС 18% - 1350 руб.). Выручка за I квартал составляет 590 000 руб. (в том числе НДС 18% - 90 000 руб.). Выручка за II квартал - 625 400 руб. (в том числе НДС 18% - 95 400 руб.). За II квартал рекламные расходы не производились. Деятельность организации подлежит обложению НДС. Доходы и расходы признаются по методу начисления, НДС - "по отгрузке". Отчетный период - квартал. Организация зарегистрирована в Москве.

Согласно пп.28 п.1 и п.4 ст.264 НК РФ расходы по аренде стенда, изготовлению и монтажу рекламных экспонатов учитываются в полной сумме, а на изготовление и распространение рекламных листков - в пределах установленных норм (не более 1% выручки от реализации). Выручка от реализации определяется (на основании ст.249 НК РФ) исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). При этом из суммы доходов от реализации в соответствии с НК РФ исключаются суммы предъявленных покупателю налогов. На основании изложенного норматив расходов на рекламу за I квартал составит 500 000 руб. (590 000 - 90 000); 500 000 х 0,01 = 5000 руб.; норматив расходов на рекламу за первое полугодие - 1 030 000 руб. (590 000 + 625 400 - 90 000 - 95 400); 1 030 000 х 0,01 = 10 300 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом (см. таблицу).

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Конец I квартала
1. Отражены расходы на аренду
стенда, изготовление и монтаж
рекламных экспонатов
44 60 5 900 - 900 +
11 800 - 1 800 =
15 000
2. Отражена сумма
предъявленного НДС
19 60 900 + 1 800 = 2 700
3. Отражены расходы на
распространение рекламных
листков
44 60 8 850 - 1 350 =
7 500
4. Отражена сумма
предъявленного НДС
19 60 1 350
5. Оплачены произведенные
расходы
60 51 5 900 + 11 800 +
8 850 = 26 550
6. Предъявлен к вычету НДС 68 19 2 700 + (5 000 /
118 х 18) = 3 462,71
7. Списаны рекламные расходы 90-2 44 22 500
8. Начислен налог на рекламу 91-2 68 22 500 х 0,05 =
1 125
9. Рассчитана вычитаемая
временная разница
7 500 - 5 000 =
2 500
10. Отражен отложенный
налоговый актив
09 68 2 500 х 0,24 = 600
Конец II квартала
1. Предъявлен к вычету
оставшийся НДС
68 19 1350 - 762,71 =
587,29
2. Погашен отложенный
налоговый актив
68 09 600

Если организация не укладывается в норматив расходов на рекламу по итогам налогового периода (текущий год), в бухгалтерском и налоговом учете образуются не временные разницы, а постоянные (п.7 ПБУ 18/02). Так как прибыль по данным бухгалтерского учета получается меньше налоговой, надо увеличить первую на образовавшуюся постоянную налоговую разницу, которая при умножении на действующую ставку налога на прибыль (24%) даст постоянное налоговое обязательство (ПНО). Данная операция будет отражаться по дебету счета 99, субсчет "Постоянное налоговое обязательство", в корреспонденции с кредитом счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль". Такие записи можно делать сразу, если превышение расходов на рекламу, подпадающих под понятие "прочие" согласно п.4 ст.264 НК РФ, произошло в IV квартале года или организация не ожидает получения выручки до конца года. Если же налоговая разница, определенная сначала как временная и отраженная на счете 09, в конце налогового периода переходит в категорию постоянной, то необходимо сделать следующую запись: Д-т 99, К-т 09.

Расходы на участие в выставках, не относящиеся к рекламным

Кроме перечисленных расходов у организации могут возникнуть сопутствующие расходы, такие, как заработная плата сотрудникам, привлекаемым для участия в выставках, единый социальный налог на эти выплаты, командировочные расходы и др.

Для определения налоговой базы по прибыли эти расходы не будут признаваться рекламными. Они будут учитываться в других статьях затрат в соответствии с установленным гл.25 НК РФ порядком.

В бухгалтерском учете, по нашему мнению, возможно признание данных расходов рекламными при следующих обстоятельствах.

В снабженческих, торговых, сбытовых и других организациях, в которых не применяются счета учета затрат 20, 23, 26, расходы на оплату труда сотрудникам, участвующим в выставках, на командировки и другие подобные расходы будут учитываться по дебету счета 44 независимо от отнесения их к той или иной категории формирования затрат.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, применяют счета 20, 23, 26. Но если эти расходы обособлены (отделены от прочих) и можно, ссылаясь на правильно оформленные документы, доказать, что эти расходы относятся к рекламным мероприятиям (в данном случае участию в выставках), то, по нашему мнению, можно использовать счет 44. Данные суммы, на наш взгляд, будут косвенными расходами на рекламу и должны формировать налоговую базу по налогу на рекламу.

Следует обратить внимание на один момент. Когда собственные работники, привлеченные для участия в выставке, осуществляют задание в пределах своих основных функций или вместо них в свое рабочее время, оплата труда таких работников должна осуществляться в обычном порядке как за выполнение трудовых обязанностей. Если же работник привлекается к работе в выходные или праздничные дни или сверх установленных для него норм рабочего времени, то оплата должна производиться не менее чем в двойном размере (за выходные и праздничные дни) или должен предоставляться дополнительный выходной день (ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации), либо выплачиваться сверхурочные (работа сверх норм рабочего времени) (ст.152 Трудового кодекса Российской Федерации).

Нередко ошибочно относят к рекламным расходам затраты на изготовление или приобретение сувенирной продукции для передачи ее конкретным клиентам. В Законе "О рекламе" четко указано, на кого должна быть направлена рекламная информация, - на неопределенный круг лиц. Согласно этому затраты организации-производителя на передачу продукции собственного производства в качестве сувенира заказчиками при переговорах на выставках не являются рекламными расходами (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 12.05.2003 N 26-12/25950). Значит, они не будут включаться в налоговую базу по рекламе и уменьшать налог на прибыль (пп.16 ст.270 НК РФ). Кроме того, не будут признаваться рекламными и расходы на сувениры, распространяемые на выставках, ярмарках неопределенному кругу лиц, если они не являются носителями рекламной информации (например, отсутствует логотип организации) (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 16.07.2003 N 26-12/39492).

Часто организации направляют своих работников на ту или иную выставку для сбора необходимой информации, налаживания деловых связей и контактов. Если при этом сама организация участия в выставке не принимает, а ее расходы ограничены стоимостью входного билета и, возможно, командировочными работника, то, по нашему мнению, данные расходы нельзя классифицировать как расходы на рекламу. Данные расходы, скорее всего, следует учитывать как общехозяйственные и отражать по дебету счета 26, а в целях налогообложения они будут уменьшать полученные доходы в случае их документального подтверждения и экономической обособленности (п.1 ст.252 НК РФ). Таким образом, необходимо иметь следующий пакет документов: приказ руководителя, отчет сотрудника, командировочное удостоверение, входной билет на выставку (желательно в виде бланка строгой отчетности, утв. Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н), прочие документы, подтверждающие командировочные расходы, - билеты, счет за проживание. Приказ руководителя и отчет сотрудника должны указывать на производственную направленность и необходимость посещения выставки.

Пример. Организация командировала своего работника в другой город на 3 дня с целью посещения проводимой там выставки. Для этого работнику был выдан аванс в размере 6000 руб. Необходимые документы оформлены. В качестве экспонента организация участия в выставке не принимала. По возвращении из командировки работник оформил авансовый отчет. Для подтверждения расходов он представил в бухгалтерию следующие документы: 2 железнодорожных билета на сумму 2600 руб., счет гостиницы, квитанцию об оплате и счет-фактуру на сумму 1500 руб., в том числе НДС (18%) - 228 руб. 81 коп., а также входной билет на выставку, оформленный по установленной форме, на сумму 640 руб. Сотрудник составил и предъявил отчет о командировке с приложением рекламных листов и буклетов с выставки. В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

в момент выдачи денег под отчет - Д-т 71, К-т 50 - 6000 руб.;

в момент предъявления авансового отчета - Д-т 26, К-т 71 - 4511 руб. 19 коп. (2600 + 640 + 1500 - 228 руб. 81 коп.) - отражены расходы согласно предъявленным документам;

Д-т 19, К-т 71 - 228 руб. 81 коп. - отражен НДС, указанный в счете гостиницы;

Д-т 50, К-т 71 - 1260 руб. - возвращена неизрасходованная сумма аванса.

Если организация оплачивает расходы по участию в выставке в качестве предоплаты, нужно иметь в виду, что предоплата (аванс) не признается в качестве расходов ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п.3 ПБУ 10/99, пп.2 п.7 ст.272 НК РФ). Если организация оплатила аренду стенда за полмесяца до проведения выставки, эти расходы будут приниматься в бухгалтерском и налоговом учете на момент закрытия выставки и подписания акта выполненных работ.

Пример. Организация проводит рекламную кампанию путем демонстрации на выставке своей продукции, которую она собирается производить в будущем. Организатору выставки перечислено 11 800 руб., в том числе НДС (18%) - 1800 руб. Оплата была произведена в день проведения выставки. В этом случае расходы нельзя классифицировать как рекламные расходы текущего периода. Их необходимо учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов" до момента выпуска рекламируемой продукции. В данном случае необходимо сделать следующие записи:

Д-т 97, К-т 60 - 10 000 руб. - расходы за участие в выставке отнесены на расходы будущих периодов;

Д-т 19, К-т 60 - 1800 руб. - отражен НДС, предъявленный поставщиком.

Учет расходов при заключении посреднических договоров

Организация, решившая принять участие в выставке, может воспользоваться услугами посредника. Согласно ГК РФ посреднические договоры могут заключаться в виде агентских договоров (гл.52 ГК РФ), договоров комиссии (гл.51 ГК РФ), договоров поручения (гл.49 ГК РФ). В качестве примера возьмем договор комиссии. Согласно ст.990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комитент) поручает другой стороне (комиссионеру) заключить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комиссионер представляет комитенту (не реже чем один раз в месяц) отчет. Комитент оплачивает комиссионеру вознаграждение и возмещает расходы по выполнению поручения.

Комитент в соответствии с договором комиссии берет расходы на себя. Учет рекламных расходов у него ведется так же, как и у организации, работающей самостоятельно и не привлекающей посредника. Единственное отличие - для проведения бухгалтерских операций, составления отчетности необходимы вовремя предоставленный отчет комиссионера, а также первичная документация (копии счетов-фактур, отчет комиссионера об оказанных услугах на имя комитента).

Комиссионер не учитывает денежные средства, поступающие от покупателей в рамках исполнения договора комиссии, как собственную выручку и расходы, осуществляемые за счет комитента как собственные расходы. Для бухгалтерского учета расчетов с комитентом лучше всего использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Продажа комиссионного товара, оказание услуг, выполнение работ по поручению комитента будут учитываться на специальном субсчете счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет "Расчеты с комитентом". Расходы по договору комиссии, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При выплате сумм комиссионером поставщику будет сделана запись: Д-т 60, К-т 51, а кредитоваться счет 60 будет с дебетом счета 76 - на сумму оплаченных по поручению комитента и за его счет услуг (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций). Выручкой у комиссионера, не ведущего своей деятельности, отличной от посреднической, будет комиссионное вознаграждение, которое в бухгалтерском учете учитывается по дебету счета 62 в корреспонденции с кредитом счета 90.

Пример. Организация-комиссионер согласно договору должна оплатить участие комитента в выставке. Для этого комиссионер перечислил организатору выставки аванс за аренду стенда в размере 5000 руб., в том числе НДС 762 руб. 71 коп. После этого комитенту был представлен отчет, на основании которого тот возместил комиссионеру понесенные расходы, а также оплатил вознаграждение в размере 500 руб., в том числе НДС 76 руб. 27 коп.

В данном случае для комиссионера не играет роли тот факт, что расходы, понесенные им при исполнении договора комиссии, являются для комитента рекламными. Сумму предоплаты за аренду стенда комиссионер согласно Плану счетов отнесет на счет 60, субсчет "Авансы выплаченные". У комиссионера будут сделаны следующие записи:

Д-т 60, К-т 51 - 5000 руб. - комиссионером перечислена предоплата за аренду стенда;

Д-т 51, К-т 76 - 5000 руб. - поступила на расчетный счет от комитента сумма для возмещения расходов комиссионера;

Д-т 76, К-т 60 - 5000 руб. - предоплата организатору выставки зачтена в счет расчетов с комитентом;

Д-т 51, К-т 62 - 500 руб. - комитент оплатил комиссионное вознаграждение;

Д-т 62, К-т 90, субсчет "Выручка" - 500 руб. - учтена выручка по договору комиссии;

Д-т 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость", К-т 68 - 76 руб. 27 коп. - учтена сумма НДС с выручки.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут учитывать в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, расходы на участие в выставках, так как рекламные расходы поименованы в пп.20 п.1 ст.346.16 гл.26.2 НК РФ как одни из составляющих закрытый список расходов. При этом учет данных расходов должен соответствовать порядку принятия расходов согласно п.4 ст.264 гл.25 НК РФ (п.2 ст.346.16 НК РФ).

М.Веселова

"Российский налоговый курьер", 2012, N 10

Инспекторы зачастую требуют, чтобы организации нормировали часть расходов на участие в выставках либо вовсе отказались от их учета. Приводим аргументы, которые помогут организациям защитить свои права в споре с налоговиками.

В гл. 25 НК РФ расходы на участие в выставках, ярмарках и экспозициях отнесены к рекламным (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). Однако ни в Налоговом кодексе, ни в иных нормативных документах не разъяснено, какие конкретно затраты, связанные с участием в таких мероприятиях, организация вправе признать при расчете налога на прибыль.

Состав расходов на участие в выставках компания может устанавливать по собственному усмотрению

Суды указывают, что при решении вопроса о возможности учета затрат на выставки целесообразно исходить из фактического использования тех или иных предметов, например витрин и выставочных стендов, сувениров, буклетов и каталогов (дополнительное Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2009 N КА-А40/1402-09 и Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152). Примерный состав расходов на участие в выставке или ином подобном мероприятии приведен во врезке на с. 58.

Судебная практика. Перечень расходов на участие в выставке, которые можно признать в налоговом учете

Арбитражные суды считают следующие затраты связанными с участием в выставках и поэтому разрешают включать их в состав рекламных расходов при расчете налога на прибыль:

  • вступительный взнос за участие в мероприятии;
  • арендная плата за пользование выставочным помещением или оборудованием;
  • плата устроителю выставки или сторонней организации за обеспечение охраны и безопасности на мероприятии, электроэнергию, отопление и т.п.;
  • затраты на изготовление или приобретение стендов, витрин, стеллажей, прилавков и прочего выставочного оборудования, расходы на их перевозку, монтаж и демонтаж;
  • расходы на приобретение форменной одежды и обуви для участников мероприятия;
  • стоимость изготовления сувениров, подарков и призов, раздаваемых или разыгрываемых на выставке;
  • стоимость выставочных образцов, пробников, продуктов для дегустации и т.п.;
  • расходы на рекламу в СМИ и Интернете (имеется в виду реклама, размещаемая не организатором выставки, а именно ее участником);
  • стоимость изготовления буклетов, каталогов, проспектов и иной рекламной продукции, предназначенной для распространения среди посетителей выставки;
  • командировочные расходы сотрудников, принимающих участие в выставке, если она проходит в другом городе;
  • расходы на организацию и проведение дополнительных мероприятий во время выставки, например розыгрыша призов, конкурса, круглого стола или пресс-конференции руководителя компании, включая приглашение профессиональных ведущих, артистов и др.

Поскольку каждый налогоплательщик ведет деятельность на свой риск, он самостоятельно решает, какие именно расходы ему необходимо осуществить для ее обеспечения, в том числе сам определяет перечень расходов на участие в выставках. Это согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N N 320-О-П и 366-О-П.

Чтобы минимизировать риск претензий налоговиков, организации целесообразно утвердить смету расходов на участие в выставке. Даже если с помощью этого документа компания не сможет переубедить инспекторов, он пригодится ей в суде.

Ряд расходов на проведение выставок инспекторы обязывают нормировать

При расчете налога на прибыль некоторые из рекламных расходов можно учесть только в пределах норматива - в размере, не превышающем 1% выручки от реализации за соответствующий период. Однако расходы на участие в выставках, ярмарках и экспозициях не относятся к нормируемым (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Значит, в налоговом учете их можно признать в полном объеме.

Тем не менее налоговики в некоторых регионах, в том числе в г. Москве и Московской области, считают, что не все расходы, связанные с участием в выставках, являются ненормируемыми. По их мнению, не подлежат нормированию лишь расходы на уплату вступительных взносов за участие в мероприятии, а также на оплату услуг его устроителей, например арендная плата за пользование выставочным помещением или оборудованием, платежи за охрану на мероприятии и коммунальные услуги.

Иными словами, к ненормируемым расходам на выставку налоговики относят только те затраты, без осуществления которых участие организации именно в этом мероприятии было бы невозможным (Письма УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944 и УМНС России по Московской области от 20.10.2004 N 06-21/18767).

Расходы на покупку или изготовление сувениров и подарков, предназначенных для раздачи в рамках подобных мероприятий, а также на дегустацию рекламируемой продукции налоговики относят к нормируемым. Они считают, что сувенирную продукцию в принципе можно использовать не только на конкретной выставке. Значит, ее стоимость нельзя включать в расходы на участие в выставочных мероприятиях, а следует относить к расходам на иные виды рекламы. А такие расходы в налоговом учете должны нормироваться (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Арбитражные суды некоторых федеральных округов приходят к аналогичным выводам, например ФАС Уральского округа (Постановление от 12.01.2006 N Ф09-5996/05-С2).

Вместе с тем такая точка зрения является спорной. В абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ однозначно указано, что расходы на участие в выставках, ярмарках и экспозициях при расчете налога на прибыль не должны нормироваться. Поскольку состав этих расходов Налоговым кодексом не ограничен, к ним можно отнести любые затраты, непосредственно связанные с участием организации в любом подобном мероприятии.

Так, например, ФАС Московского округа разрешил компании учесть в составе ненормируемых рекламных расходов даже сумму вознаграждения, выплаченного артистам за выступление на выставке (Дополнительное Постановление от 16.03.2009 N КА-А40/1402-09). Судьи указали, что выступление артистов способствовало привлечению интереса к компании, то есть фактически соответствовало понятию рекламы.

Продажа на выставке покупных товаров может привести к необходимости платить ЕНВД

Как правило, в ходе проведения выставок, ярмарок и экспозиций участники не только рекламируют свою продукцию и товары, но занимаются еще и их реализацией. Если на территории, на которой проходит мероприятие, розничная торговля переведена на уплату ЕНВД, его участники признаются плательщиками этого налога (п. 2 ст. 346.26 и ст. 346.27 НК РФ).

Примечание. Если в регионе, на территории которого проводится выставка или ярмарка, розничная торговля переведена на "вмененку" и участники мероприятия продают на нем покупные товары в розницу, они признаются плательщиками ЕНВД.

Они обязаны встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в инспекции по месту проведения выставки, а по ее завершении подать заявление о снятии с учета (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Кроме того, по окончании квартала, в котором проходила выставка, они должны рассчитать и уплатить налог и представить декларацию по ЕНВД (п. п. 1 и 3 ст. 346.32 НК РФ).

Отметим, что в целях исчисления ЕНВД реализация продукции собственного производства или изготовления не признается розничной торговлей и поэтому не подпадает под действие этого спецрежима (Письмо Минфина России от 11.05.2008 N 03-11-04/3/243). Следовательно, участники выставки могут быть признаны плательщиками ЕНВД, только если на этом мероприятии они продают в розницу покупные товары.

Стоимость стендов и витрин для выставки не всегда можно сразу включить в расходы

Инспекторы на местах нередко требуют, чтобы организации включали выставочные стенды, прилавки, витрины и иное аналогичное оборудование в состав амортизируемого имущества, если первоначальная стоимость таких объектов превышает 40 000 руб. за единицу и срок полезного использования составляет более 12 месяцев.

Примечание. По мнению судов, в налоговом учете затраты на приобретение выставочных стендов можно единовременно включить в состав рекламных расходов, даже если стоимость объекта превышает 40 000 руб. и срок его полезного использования составляет более 12 месяцев.

Причем суммы ежемесячной амортизации, по мнению и Минфина России, и судов, должны отражаться в составе рекламных расходов (Письма от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821 и от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213, Постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2006 по делу N А68-АП-4/11-05).

Вместе с тем есть целый ряд судебных актов, в которых суды разрешили единовременно признать в расходах стоимость дорогостоящего выставочного оборудования даже при условии, что срок его полезного использования превышал 12 месяцев (Постановления ФАС Уральского от 21.07.2010 N Ф09-4631/10-С2 и от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3, Поволжского от 01.07.2008 по делу N А57-10917/07 и Северо-Западного от 12.03.2008 по делу N А21-3735/2006 округов).

Получается, затраты на приобретение или изготовление стендов, витрин, стеллажей, прилавков и прочего выставочного оборудования можно с равными основаниями отнести к нескольким группам расходов. В подобной ситуации налогоплательщик вправе самостоятельно определить, как именно он будет учитывать такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Сделанный выбор целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы на приобретение форменной одежды для участников выставки выгоднее учитывать не как рекламные

Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что использование работниками организации форменной одежды с нанесенным на нее логотипом, товарным знаком или наименованием фирмы нельзя признать распространением рекламы (Письмо от 30.10.2006 N АК/18658).

Минфин России также полагает, что расходы на покупку для работников форменной одежды и обуви не следует включать в состав рекламных (Письма от 05.07.2011 N 03-03-06/2/109 и от 24.08.2005 N 03-03-04/2/51). Указанное ведомство предлагает отражать их:

  • как материальные расходы на приобретение иного имущества, не являющегося амортизируемым, если форменная одежда и обувь передаются работникам во временное пользование и не переходят в их собственность (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • в составе расходов на оплату труда, если униформа остается в личном постоянном пользовании сотрудников (п. 5 ст. 255 НК РФ).

Допустим, организация приобретает форменную одежду именно для участия работников в выставке, что подтверждается сметой на это мероприятие. В такой ситуации она вправе признать стоимость униформы в составе расходов на участие в выставке, то есть учесть их как рекламные расходы (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Однако даже если проверяющие согласятся с данной трактовкой, они наверняка потребуют нормировать такие расходы. Поэтому затраты на покупку униформы безопаснее все-таки относить к материальным расходам или расходам на оплату труда. В этих случаях их можно признать в полном объеме.

Примечание. Затраты на покупку форменной одежды для сотрудников, участвующих в выставке, безопаснее относить к материальным расходам либо расходам на оплату труда.

Всю сумму "входного" НДС по расходам на участие в выставке можно принять к вычету

Даже если какие-либо из расходов на участие в выставке организация решит добровольно нормировать в налоговом учете, предъявленный в составе этих расходов НДС она вправе принять к вычету в полном объеме. Такова правовая позиция Президиума ВАС РФ (Постановление от 06.07.2010 N 2604/10).

В указанном Постановлении судьи отметили, что требование о нормировании вычетов НДС в зависимости от того, в каком размере расходы были учтены при расчете налога на прибыль, распространяется только на командировочные и представительские расходы. Значит, всю сумму НДС по рекламным расходам, которые в налоговом учете компания признала в пределах 1% от суммы выручки, она может полностью принять к вычету.

Однако Минфин России по-прежнему придерживается иной точки зрения. В своих Письмах представители этого ведомства настаивают на том, что по любым нормируемым расходам НДС подлежит вычету в размере, пропорциональном установленному нормативу (Письма Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-11/68 и от 17.02.2011 N 03-07-11/35).

Получается, что право на вычет всей суммы НДС по нормируемым рекламным расходам организации, скорее всего, придется защищать в суде. Шансы на положительный для налогоплательщика исход такого дела очень высоки. Ведь в системе арбитражных судов Президиум ВАС РФ является судом надзорной инстанции. Поэтому толкование правовых норм, содержащееся в его постановлениях, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Минфин требует начислять НДС на стоимость рекламной продукции, раздаваемой на выставке

По мнению Минфина России, бесплатная раздача посетителям выставки рекламной продукции и сувениров, например ручек, блокнотов, календарей, футболок, кружек, стаканов, мягких игрушек с нанесенным на них логотипом фирмы или товарным знаком, является безвозмездной реализацией. Ведь право собственности на них перешло к другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Значит, указанная операция должна облагаться НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 10.06.2010 N 03-07-07/36 и от 14.04.2008 N 03-07-11/144).

Однако распространение рекламных материалов нельзя считать их безвозмездной реализацией. Ведь цель проведения любой рекламной акции состоит совсем не в том, чтобы раздать определенное количество сувениров или подарков. Распространяя такую продукцию, организация прежде всего привлекает к себе и к своим товарам или услугам внимание потенциальных покупателей и клиентов. Тем самым она стремится увеличить объем продаж, повысить спрос на свою продукцию или услуги и поднять выручку. Иными словами, компания рассчитывает на ответную реакцию целевой аудитории.

Да и сама бесплатно распространяемая рекламная продукция не является товаром в целях налогообложения. В то время как НДС облагается безвозмездная передача не любого имущества, а только того, которое признается товаром или предназначено для реализации (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Более того, по общему правилу стоимость безвозмездно переданного имущества не должна учитываться при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). В отличие от нее затраты на изготовление или приобретение рекламной продукции можно включить в состав рекламных расходов (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). С этим согласны и Минфин России (Письма от 01.08.2005 N 03-03-04/1/113 и от 07.02.2005 N 03-04-11/18), и суды (Постановления ФАС Московского от 18.12.2007 N КА-А40/13151-07 и Северо-Западного от 28.10.2005 N А66-13857/2004 округов).

Таким образом, раздачу на выставке рекламной продукции и сувениров нельзя приравнять к их безвозмездной реализации. Следовательно, эта операция не должна облагаться НДС. Арбитражные суды подтверждают справедливость данного вывода (Постановления ФАС Московского от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132, от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09, от 26.02.2009 N КА-А40/727-09 и от 29.01.2008 N КА-А40/14801-07, Северо-Кавказского от 13.11.2006 N Ф08-5401/2006-2246А округов).

Примечание. Бесплатную раздачу на выставке рекламной продукции и сувениров нельзя приравнять к безвозмездной реализации. Поэтому независимо от их стоимости эта операция не должна облагаться НДС.

Нередко проще отказаться от льготы по НДС, чем вести раздельный учет

Можно на совершенно бесспорных основаниях не платить НДС со стоимости бесплатно раздаваемой рекламной продукции. Соответствующая льгота предусмотрена для случаев передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Поскольку стоимость рекламных сувениров обычно составляет не более 100 руб. за единицу, казалось бы, льготой выгодно пользоваться всем компаниям, бесплатно распространяющим такую продукцию, в том числе на выставках. Однако в некоторых случаях бывает выгоднее отказаться от этой льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Использование льготы. Компания, пользующаяся указанной льготой по НДС, должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых этим налогом (п. 4 ст. 149 НК РФ). Что может оказаться трудозатратным.

Более того, организация не сможет принять к вычету "входной" НДС, предъявленный продавцами или изготовителями недорогой рекламной продукции. Ведь такие товары освобождены от обложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумму "входного" налога она должна будет включить в стоимость рекламной продукции (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если компания уже успела принять к вычету НДС по указанной продукции, а только потом решила использовать ее в рекламных целях, налог ей придется восстановить.

Не нужно восстанавливать НДС и включать его в стоимость рекламных сувениров лишь в том случае, если доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров, не облагаемых НДС, не превышает 5% от общей величины совокупных расходов (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ). При таких показателях организация вправе принять к вычету всю сумму "входного" НДС.

Отказ от льготы. Чтобы отказаться от льготы, предусмотренной пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, организации необходимо представить в свою инспекцию письменное заявление об этом (п. 5 ст. 149 НК РФ). Его следует подать не позднее 1-го числа квартала, с которого компания намерена отказаться от льготы или приостановить пользование ею.

Сувениры, подарки и призы стоимостью в пределах 4000 руб. не облагаются НДФЛ

Посетитель выставки, бесплатно набравший на ней различные рекламные брошюры, буклеты и иную полиграфическую продукцию, не получает от этого никакой экономической выгоды. Значит, у него не возникает дохода, облагаемого НДФЛ (ст. 41 НК РФ и Письмо Минфина России от 05.10.2005 N 03-05-01-04/283).

Раздача на выставке подарков, сувениров с символикой компании, пробников продукции, проведение дегустаций, розыгрышей призов и т.п. также не приводят к появлению у компании обязанностей налогового агента по НДФЛ. Но только при условии, что стоимость каждого подарка или приза не превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Призы и подарки стоимостью более 4000 руб. за единицу облагаются НДФЛ в части, превышающей этот предел. Причем, если такой приз или выигрыш был вручен в ходе конкурса, соревнования, игры либо другого мероприятия, которое проводилось в целях рекламы товаров, работ или услуг, он облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, организация обязана удержать НДФЛ при вручении дорогостоящего подарка или приза (п. п. 1 и 4 ст. 226 НК РФ). Но если он выдается в неденежной форме, то, как правило, сделать это просто невозможно. В подобной ситуации перед вручением подарка необходимо снять копию с паспорта призера или хотя бы переписать его Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные и адрес места жительства. Если у одаряемого нет с собой паспорта, вместо приза ему можно выдать временный сертификат или купон на его получение, а по предъявлении этого документа вместе с паспортом вручить ему сам приз.

Примечание. На выставках безопаснее не разыгрывать призы и не вручать подарки стоимостью более 4000 руб. за единицу. Так компания сможет избежать сложностей с удержанием у призеров НДФЛ.

Поскольку организация, скорее всего, не сможет удержать НДФЛ с дохода в виде приза или подарка, она обязана сообщить об этом факте и о сумме исчисленного налога в свою инспекцию и самому лицу, получившему приз (п. 5 ст. 226 НК РФ). Это нужно сделать не позднее 31 января года, следующего за годом проведения мероприятия. Налог будет уплачивать сам получатель дорогостоящего приза или подарка.

Е.В.Вайтман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

В последние годы большую популярность у организаций и предпринимателей приобрело участие в различных выставках и ярмарках. Уже не редкость выставки недвижимости, автомобилей, строительных материалов и др.

Участие в таких мероприятиях нацелено прежде всего на рекламу товаров (работ, услуг). Каждый производитель стремится показать на выставке (ярмарке) свои новинки и достижения, чтобы расширить рынок сбыта за счет привлечения новых клиентов.

Логично, что расходы, связанные с участием в подобных мероприятиях, квалифицируются налогоплательщиками как рекламные.

Сделать так позволяет пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

Данные расходы являются ненормируемыми (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ), т.е. учитываются в полной сумме произведенных затрат.

Однако квалификация таких расходов вызывает споры. Дело в том, что в ст. 264 НК РФ не уточняется, какие конкретно затраты на участие в выставке (ярмарке) можно учесть. На наш взгляд, это дает налогоплательщикам право отнести к рекламным расходам любые затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставок, ярмарок и экспозиций.

По сути аналогичную точку зрения высказал ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152, отметив, что при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.

Обычно в связи с организацией и проведением выставки большинство ее участников несут прежде всего такие затраты, как:

Арендная плата за аренду площади и стендов в выставочном комплексе;

Оплата услуг охранных фирм;

Вступительный взнос за участие в выставке.

Кроме того, арбитражные суды признавали правомерными действия налогоплательщиков, которые в качестве рекламных расходов на участие в выставках учитывали следующие затраты:

Стоимость услуг третьих лиц по представлению рекламных интересов на ярмарке (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А51/07-2/5924);

Оплату услуг сторонней организации, которая обеспечивала оформление витрин и завоз продукции на выставку (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 N А55-11685/2005);

Стоимость алкогольной продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216);

Стоимость изготовления форменной одежды с логотипом и печатной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Позиция контролирующих органов по данному вопросу неоднозначна.

Отдельные затраты, связанные с участием в выставке (ярмарке), они относят к ненормируемым. Так, на вопрос налогоплательщика о квалификации затрат на разработку идей и сценария рекламного мероприятия Минфин России ответил, что данные расходы являются ненормируемыми, если они связаны с участием в выставках, ярмарках, экспозициях (Письмо от 26.01.2006 N 03-03-04/2/15).

Другие же затраты предлагается нормировать. Это, к примеру, расходы по дегустации продукции (Письмо Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205).

А УФНС России по г. Москве в Письме от 19.11.2004 N 26-12/74944 вообще ограничило перечень расходов на участие в выставках (ярмарках) затратами по оплате вступительных взносов и разрешений для участия в подобных мероприятиях.

Другая категория затрат на участие в выставке связана с изготовлением рекламной продукции, которая предназначена для бесплатной раздачи посетителям. Это, в частности, сувениры с логотипом компании - календари, ручки, пакеты, блокноты, зажигалки; брошюры, каталоги, буклеты, листовки; дисконтные карты, дающие право на приобретение товара со скидкой.

При этом однозначно можно отнести к ненормируемым расходам только затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов. Они прямо указаны в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Причем такие расходы могут быть связаны не только с участием в выставке (ярмарке), но и предназначены для проведения аукциона (Письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-11-06/2/89).

Не исключено, что затраты на изготовление иных видов рекламной продукции налоговые органы не будут признавать ненормируемыми, поскольку они не поименованы в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Мы же исходим из того, что в данном случае вся рекламная продукция предназначена исключительно для ее распространения на выставке. А поскольку перечень расходов на участие в выставках ничем не ограничен, то расходы на изготовление указанной рекламной продукции охватываются понятием "расходы на участие в выставке". Поэтому, на наш взгляд, эти расходы можно признавать в полном объеме.

Впрочем, справедливости ради следует сказать о том, что арбитражные суды не всегда придерживаются такого подхода. Так, в Постановлении от 12.01.2006 N Ф09-5996/05-С2 ФАС Уральского округа пришел к следующему выводу. Расходы на приобретение сувенирных изделий, размещение на них логотипа предприятия и распространение указанных изделий среди неопределенного круга лиц в период проведения выставок, ярмарок в целях привлечения интереса к лицу, их распространяющему, относятся к нормируемым расходам.

Обратите внимание вот на какой момент. Доказывать факты дарения сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами, составленными с участием посетителей выставки, нет необходимости.

Как показывает практика, налоговые органы могут выдвигать требования подобного рода. Однако ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004 признал их несостоятельными. Свое решение суд мотивировал следующим.

Сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции. Факт ее приобретения и распространения подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке, утвержденными должным образом (приказом об итогах участия в выставке). Отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.

Рассмотрим и рассчитаем расходы и доходы на участие в выставки организации ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области и подведем итоги. Выставка будет проходить в течение 3 дней, до начала ее проведения будет размещена реклама на радио и телевидении. В таблице 9 указаны расходы на проведение выставки.

Таблица 9 - Расходы на участие в выставке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области

Стоимость тыс.руб.

Аренда площади

Стоимость аренды площади зависит от типа площади;

Открытая с трех сторон (полуостров) и оборудованная 1м? = 4 000

Общая площадь - 4м3

Регистрация участника

Регистрационный взнос составляет 4000

Тип стенда

В зависимости от сложности исполнения выставочных стендов, стоимость их может значительно различаться.

На отдельные типы стендов, например «угловой», «полуостров», «остров», ряд организаторов делает наценку, соответственно меняется и итоговая стоимость выставочного стенда;

Обычный - 3000,

Полуостров - 4500.

Дополнительные услуги

Оплата технических подключений (электричество, вода, интернет-связь и так далее).

Раздаточный материал

Папки стендистам, листовки, плакаты, буклеты. Формируя список необходимых раздаточных материалов, учитывайте, что Вам предстоит встретиться с разными типами посетителей выставки.

Стендисты и персонал

Лучше разделить персонал на две категории -- на специалистов по продажам и маркетингу и технической поддержке. Число специалистов в общем 4 человека. Оплата почасовая 1ч=200руб. Выставка проходит 3дня с 12 до 17 ч.

На 1чел за

Взносы во внебюджетные фонды

Составляют 16 % от 14400

14400/100х16% = 2304

Транспортиров

Двумя а/м по Ангарску и Иркутску, учитывая ГСМ.

В день 200 рублей х 3 дня

В день 400 рублей х 3 дня

16 000 + 4000 + 4500 + 2000 + 1500 + 14 400 + 2304 + 3000 + 600 + 1200 = 49504 руб.

Спонсорское участие = 50 000 тыс. руб.

Количество посетителей выставки:

в 1-ый день - 1200 человек.

во 2-ой день - 1324 человек.

в 3-ий день - 1456 человек.

Общее количество посетителей выставки - 3980 человек.

Общее число установленных контактов с потенциальными клиентами - 1500 человек.

Общее количество клиентов, впервые обратившихся в фирму после выставки - 750 человек.

Общее количество клиентов, обратившихся вторично в фирму после выставки - 1020 человек.

На сегодняшний день не существует законодательства регламентирующего тарифы на те или иные виды услуг выставочного бизнеса. Они устанавливаются фирмой-организатором выставки по своему усмотрению (могут сильно колебаться от выставки к выставке). Основную часть расходов занимает аренда (до 90% от общей стоимости участия, цена на открытую/закрытую площадь различна); регистрационные сборы за фирму или за представителей (если выставка проводится в другом городе); стоимость публикации в каталоге; стоимость монтажа стенда.

С уплаченной суммы взимается НДС. Статистические данные о том, что сумма, расходуемая на изготовление стенда, превышает 1/3 общих затрат по участию в ярмарке/выставке, подчеркивает значение стенда как средства коммуникации, но в то же время и свидетельствует о необходимости серьезного подхода ко всей проблеме в целом, начиная с выбора места и кончая оформлением экспонатов.

Для оценки эффективности выставки необходим подсчет дохода от продаж на выставке и от продаж после нее. Доход от продаж на выставке за три дня представлен в таблице 10.

Таблица 10 - Доход от продаж на выставке

Проведение выставки

Сумма, тыс.руб.

Общая сумма, вырученная от продажи составила - 1060000 руб. Соответственно чистая прибыль = общая сумма дохода - затраты на проведение выставки.

Чистая прибыль = 1060000 - 49504 = 1010496 руб. С учетом затрат на проведение выставки можно сделать вывод, что предприятие за дни проведения выставки окупило все затраты и получила хорошую прибыль.

Не смотря на то, что в дни проведения выставка окупила себя, впоследствии наблюдался значительный приток клиентов.

Посетителям выставки, которым были разосланы все проспекты предстоящих выставок по интересующей тематике, были заполнены 138 анкет, были сделаны предварительные заказы в офисе фирмы.

Анализ результатов выставки фирмы показал, что именно выставки являются самым эффективным и выгодным (в соотношении доходов и расходов).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование