1:504 1:509

Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют неразгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо.

1:835 1:840

Кто же такая Баба-Яга?

1:889

2:1398

Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.

2:1983

2:4

3:513

Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук».

3:779 3:784

4:1288 4:1293

Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги:

4:1380
  • воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости),
  • дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы),
  • а также похитительница детей.
4:1705

Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.

4:152 4:157

Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу .

5:866 5:871

Жилище это, имеющее курьи ножки , родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.

5:1506

5:4

6:508 6:513

Версия 1. Баба-Яга - проводник в мир мертвых

6:602

Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством.

6:820 6:825


7:1331 7:1336

В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы:

7:1459

ритуальное омовение (баня),

7:1511

«покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе).

7:110 7:115

8:619 8:624

Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.

8:890


Версия 2. Баба-Яга – женщина-знахарка

8:971


9:1477 9:1482

В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья.

9:1832

9:4

10:508 10:513

Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.

10:769 10:774

11:1278 11:1283

Версия 3. Баба-Яга - инопланетянин

11:1355

Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.

11:1736

11:4

В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.

12:1117 12:1122

В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром . Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.

13:2402

13:4

14:508

Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.

14:830 14:835

15:1339 15:1344

Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.

15:1646 15:4

В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была каннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история.

16:1099 16:1104

17:1608

17:4

Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.

17:367 17:372

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)


Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Славянская баба яга. Кто такая баба яга. Славянская мифология. Ягиня Богиня и Баба Яга

«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…». Эта самохарактеристика одной из пассий главного героя фильма «Покровские ворота» вполне применима к самому, пожалуй, неоднозначному персонажу русских сказок - Бабе-яге.

Страшная злая старуха-ведьма с огромным горбатым носом - похитительница и пожирательница детей и помощница добру молодцу в битве с Кощеем. Она может посадить ребёнка на лопату, зажарить в печи - а может и сама, обманутая добрым молодцем, усесться на ту же лопату. Может снести голову неудачливому витязю и водрузить его череп на частокол, опоясывающий избушку на курьих ножках, - а может накормить, напоить, в бане попарить, меч-кладенец и крылатого коня подарить.

«Пограничница»

По наиболее распространённой среди учёных-фольклористов версии, Баба-яга - всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства» - потустороннего мира. Она провожает туда души умерших. И сама Баба-яга полужива-полумертва. Граница миров проходит как раз посередине избушки на курьих ножках, так что голова её хозяйки, лежащей «на печи, на девятом кирпичи», находится в мире живых, а ноги - в мире мёртвых (отсюда - костяная нога). Космы её растрепаны (умерших женщин в старину хоронили с распущенными волосами), возможно, она не видит живых людей, а только чует их «по русскому духу».

Кстати, о её жилище. Избушка на курьих ножках - это полная нелепица. Другое дело - на курных, то есть окуренных дымом. Именно на таких столбах наши предки славяне в VI-IX веках ставили «избу смерти», в которую помещали прах усопшего.

Избушка Бабы-яги - это портал для перехода в иной мир. Живому туда попасть очень трудно. Для этого нужно повернуть избушку к лесу задом, к себе передом, а затем угомонить разъярённую старуху, напомнив ей о законах гостеприимства. Пройдя ритуал очищения (помывшись в бане), отведав пищи мёртвых, добрый молодец тоже становится не вполне живым и, значит, может войти в царство смерти. А Баба-яга, сменившая гнев на милость, даст ему волшебный клубочек, который покажет дорогу в Кощеев чертог, научит, как победить грозного врага.

Пирог из младенца

По другой версии, Баба-яга - это ведунья, знахарка, нелюдимая женщина, живущая в лесной глуши, вдали от человеческого жилья. К ней приходили лечиться, приносили заболевших детей. В древности существовал обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных, например, рахитом. Дитя заворачивали в пелёнку из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды запихивали в горячую печь. Потом ребёнка разворачивали, а тесто отдавали на съедение псам. Считалось, что хворь перейдёт на собаку, которая сумеет с ней справиться быстрее, чем человек. С той же целью иногда вместе с младенцем пихали в печь и щенка.

А теперь представьте, что это действо увидел какой-нибудь чужеземец. Он, ничего не поняв, пришёл в ужас - и сочинил страшную сказочку о людоедке-язычнице, жарящей в печи младенцев. Прошли годы, обряд забылся, а его уродливое отражение в сказках о Бабе-яге осталось. Однако ни в одной из них старуха не жарит ребёнка в печи, а лишь собирается это сделать. Генетическая память народа сильней идеологических искажений.

Из жрицы - в ведьмы

По третьей версии, Баба-яга - верховная жрица, ведающая обрядом инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Это действо означало символическую смерть ребёнка и рождение взрослого мужчины, посвящённого в тайны племени и имеющего право вступать в брак. Подростков уводили в лесную глушь, где волхвы обучали их всему, что необходимо для взрослой жизни охотников и воинов, открывали им некоторые тайны мирового устройства. В обряд инициации входила имитация пожирания юноши чудовищем и последующего его воскрешения. Испытуемые при этом подвергались истязаниям, а порой получали телесные повреждения. И потому страх перед этим обрядом испытывали и сами мальчишки, и особенно их матери.

Обычай инициации канул в прошлое, а тёмный страх перед ним остался в народной памяти, и жрица-ведунья превратилась в фольклоре в страшную кровожадную ведьму, похищающую и пожирающую детей.

Царица Нави

В древнеславянской мифологии Баба-яга - дочь Вия, владыки срединного царства Нави, то есть подземного мира мёртвых. И была она вовсе не страшной уродливой старухой, а прекрасной девушкой, по красоте, не уступающей самой Ладе - богине любви. А ещё Баба-яга была могучей воительницей, способной в одиночку противостоять множеству врагов, и никто из смертных не дерзнул бы сойтись с ней в поединке, да и мало кто из богов решился бы на это. А она поклялась, что выйдет замуж лишь за того, кто одолеет её в честном бою.

Но никто не решался бросить ей вызов, справедливо полагая, что этот поединок будет не таким уж и честным, поскольку Баба-яга владела тёмной магией даже лучше, чем мечом, и не стеснялась обрушивать ведовскую силу на своих противников. Одолеть её сумел лишь великий Велес - бог мудрости, богатства, плодородия, покровитель волшебников и поэтов. Он женился на ведунье, и они стали править верхним царством Нави, которое занимало срединное положение между миром живых и мёртвых, не являясь ни тем, ни другим.

В поздних славянских преданиях Баба-яга предстаёт уже не вечно молодой и могучей тёмной воительницей, знающей языки животных и растении и повелевающей стихиями, а уродливой старухой, внушающей ужас любому одним своим видом. Такое превращение произошло из-за проклятия светлых богов, которое постигло Бабу-ягу, когда Велес по её наущению похитил из Ирия небесных коров. С тех пор она состарилась и уже не смогла обрести былую красоту и молодость, хотя постоянно пыталась сделать это, питаясь душами людей, которые в уплату за помощь поставляла ей богиня смерти Мара.

Станем ягами!

Есть ещё одна любопытная версия, согласно которой ягизм - основа ведического мировоззрения Древней Руси. В то время ягами звали не только женщин, но и мужчин. По представлениям наших далёких предков, у человека имеется семь оболочек, или тел: физическое, чувств, эмоций, мыслей, привычек, характера (души) и духа. С каждой из этих оболочек работала своя яга («йога» на санскрите). Любой человек мог выбрать для себя приемлемый ягический путь, каждому из которых соответствовала своя методика совершенствования. Существовало семь яг - индивидуальных творческих путей. Каждой из этих яг соответствовал свой бог. Имена этих богов частично сохранились в санскрите и древнерусском языке.

Первый путь, которым шли яги, - это совершенствование своего тела (Леля-яга),
Второй - развитие чувств (Желя-яга),
Третий - работа над эмоциями (Таня-яга),
Четвёртый - над мыслями (Радегаст-яга),
Пятый - над поступками (Троян-яга),
Шестой - это преобразование своего характера - души (Кострома-яга),
Седьмой - овладение морально-нравственными принципами и правилами, которые созидают дух (Семаргл-яга).

Последний путь - самый эффективный, поскольку включает в себя все предыдущие. Причём мы видим, насколько у древних была логична такая последовательность оболочек. Чувства (ощущения) могут преобразить тело (например, ощущение невесомости снижает вес тела, а чувство мышечной силы вызывает рост мышц). Эмоции обостряют органы чувств и способны вызвать в них изменения, мысли способны вызывать или, наоборот, гасить эмоции. Привычки (характер), определяющие события в нашей жизни, вызывают конкретную направленность мысли. В свою очередь, душа, представляющая собой моральные принципы, может управлять нашими привычками и событиями в жизни. Наконец, дух, состоящий из ценностей, управляет моральными принципами.

Любой поступок человека, идущий в противовес моральным принципам, не остаётся безнаказанным: если ты забираешь - у тебя заберут; если ты отдаешь - тебе отдадут; если ты бездействуешь - тебе не сделают; если ты разрушаешь - тебе разрушат; если ты создаешь - тебе создадут. С чего начнешь - тем и кончишь, и если ты сам не стал свидетелем воздаяния, его воспримут твои дети и внуки.

По одному из этих семи путей, известных с древности, может идти любой современный человек, стремящийся к самосовершенствованию. Именно этими принципами руководствуются индийские йоги. Таким образом, ягой может стать любой из нас - были бы желание и воля!

Все мы воспитывались на сказках, и одним из самых частых и загадочных героев была Баба Яга. Кто же она на самом деле, злая колдунья, которая пыталась зажарить Иванушку в русской печи, похитительница маленьких детей или все-таки она является добрым персонажем, который помогает бороться против злых сил. Ведь она не раз помогала главным героям в борьбе против Кощея Бессмертного, указывала правильный путь и давала мудрые советы, как избавиться от разного рода нечисти. Этот всем известный сказочный персонаж, в виде обезображенной старухи имел в своем доме животных и птиц, почтительно относился к ним и даже советовался с ними, как поступить в той или иной ситуации. Согласитесь, что Баба Яга – весьма противоречивая личность, что же на самом деле, мы знаем о ней, и о ее личной жизни?

Давайте попробуем разобраться, кто же такая Баба Яга. В действительности, нет точного и однозначного мнения. По некоторым источникам, она считается покровительницей леса и зверей, доброй древнегреческой богиней, которая охраняет подземный вход в Тридевятое царство (загробный мир).

Но есть и другая версия, что слово «яга» взяло свое начало от слова «йог», и сама Баба Яга родом из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее средство передвижения – ступа, напоминает индийские здания - ступы, которые являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.

По другим источникам, она получила такое имя, так как была очень склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких часто называли Ягишною.

Некоторые исследователи заявляют, что Баба Яга эмигрировала к нам с Северной части планеты. Жители Севера раньше строили свои жилища на столбах, это было необходимо для того, чтобы дикие звери не могли проникнуть в жилище оленеводов, кроме того, на высоте, снег не заметал дом полностью, и можно было выбраться из снежного завала. Эти строения по своей форме напоминают жилище Бабы Яги – избушку на курьих ножках. Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель – олений мох, когда-то он назывался «яг».

Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и есть вероятность, что ее имя пришло от простого словосочетания - баба в яге (меховой шубке без рукавов).

Кроме того, есть поверье, что Баба Яга имела азиатские корни и соответственно носила азиатское имя. Доказательство этому - ее выражение: «Фу-фу, русским духом пахнет». Дело в том, что у каждой расы свой запах тела, и чаще всего люди могут на расстоянии чувствовать запах принадлежащий человеку из другой расы.

Есть еще одна невероятная версия, но она также имеет место быть. Баба Яга – это создание, пришедшее в наш мир из мира мертвых, то есть покойница. В древние времена усопших хоронили в домиках, которые стояли на пнях на некоторой высоте, корни которых выглядывали из земли, и напоминали собой куриные лапки. Дверь в помещение располагали в противоположную сторону от той местности, где находились селения, то есть, передом к лесу, а задом к населенным пунктам. Люди верили, что ночью мертвецы могли летать в своих гробах, поэтому их укладывали ногами к выходу. Любой зашедший, в какую домовину, мог увидеть ноги мертвого человека. Именно от этого и произошло выражение «Баба Яга костяная нога». К усопшим относились с большим уважением и не тревожили их понапрасну. Хотя если возникали беды, то люди верили в то, что покойные могут помочь им в трудных ситуациях и обращались к ним за помощью.

Ну и заключительная версия, Баба Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа – это своего рода космический корабль. Скорее даже устройство, которое составляет одну из ступеней огромного космического корабля необходимое для мобильного перемещения в пространстве на небольшие расстояния.

Представленные выше варианты происхождения колдуньи не могут быть опровергнуты или подтверждены – каждый выбирает тот вариант, который ему близок. Но, думаю, вне зависимости от ее происхождения мы будем любить Бабу Ягу, как тот образ, который знаком нам с самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с ярким и независимым характером.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «40in-magazin.ru» — Бизнес. Бухгалтерия. Производство. Кредиты. Договоры. Оборудование