dzhoan-rouling

3 причины, почему Джоан Роулинг — великий писатель

Джоан Роулинг — одна из самых популярных современных писательниц Британии. Рассказываем какое влияние оказало ее творчество на развитие литературы и общества в целом.

1. Джоан Кэтлин Роулинг изменила литературу

Роулинг совершила невозможное: создала самую популярную книгу в истории, написав ее в самом непопулярном жанре. После «Гарри Поттера» детская сказка возродилась. Появились другие культовые авторы — например, Филип Пульман. И даже гений «мрачной готики» Нил Гейман, возможно, взлетел к вершине славы на волне, которую подняла Роулинг. Серия имела такой успех, что даже мегапопулярному Терри Пратчетту пришлось умолять писательницу «не отнимать тиражи у других авторов».

Не обошлось и без зависти со стороны коллег. В 2001 году «Кубок огня» обошел «Бурю мечей» Джорджа Мартина в борьбе за премию «Хьюго». Уязвленный автор не удержался от публичной критики: «Роулинг, по-моему, не обратила на «Хьюго» никакого внимания. Она даже не прислала никого на церемонию награждения — это раздражает». Мартин также заявил, что у Роулинг никогда не будет таких преданных читателей, как у него. Что ж, здесь он немножко ошибся. Текст Роулинг породил более 600000 фанфиков. «Игра Престолов», несмотря на ее несомненный культовый статус, такой массовой истерии никогда не вызывала.

Конечно, «Гарри Поттер» нельзя назвать традиционной детской книгой.

От произведений Роальда Даля и Льюиса Кэрролла ее отличает запредельный для жанра уровень жестокости. В Англии «Гарри Поттера» иначе, как «кровавой книгой», и не называют. Жестокость и мрачность сюжета искупает любовь и внимание автора к своим персонажам. Они по-настоящему живые, глубокие и неоднозначные. Перипетии сюжета целиком и полностью замешаны на психологической мотивации героев. Это очень необычно для жанра фэнтези. Герои Толкиена всегда были несколько плоскими и ходульными, а в любовь Арагорна и Арвен верилось с трудом — уж слишком доминирует во «Властелине Колец» тема войны и политики. Во Вселенной Wizarding World™ цена каждого человеческого поступка, каждого чувства, каждой мысли колоссальна. Одно движение души способно погубить этот мир или спасти его. Чтение «Гарри Поттера», как никакой другой книги, заставляет просто физически почувствовать ответственность за свои поступки.

Новаторство книги проявляется в необычном развитии фабулы. Действие развивается в сказочно-фэнтезийных декорациях, по сама интрига — детективная. «Фэнтезийный детектив» — такого читатели еще не видели. С каждым новым романом мы узнаем все больше не только о вселенной Гарри Поттера, но и о прошлом героев, их мотивации. Сюжет растет и вширь и вглубь, открывая, по словам тех же авторов, «головокружительные перспективы». Мир гепталогии продуман до мельчайших подробностей.

«У меня есть коробки с вещами о Гарри… Законы волшебников, записные книжки, фрагменты идей. В этом мире великая глубина.»

Джоан Роулинг

Во «Властелине Колец», как и в большинстве книг в жанре фэнтези, Зло наступает с Востока. Роулинг изменила правила игры: в ее мире Зло надвигается буквально со всех сторон. Министерство Магии – такое же Зло, как и Волан-Де-Морт, Гарри вынужден узнать, что частица Зла была в его отце… и даже в нем самом. Никому нельзя верить, люди мастерски скрывают свою сущность, все не то, чем кажется. Как и в реальной жизни.

Мастерство Роулинг как писателя находится на высочайшем уровне.

Невозможно не поражаться ее умению одним-двумя предложениями создать атмосферу страха и мрачной тайны. Об этом неоднократно говорили другие писатели.

«Роулинг – один из немногих авторов, который, играя честно, все же заставал меня врасплох, открывая, кто злодей в каждой книге.»

Чарльз де Линт

Мэри Стюарт отмечала, что в «Тайной Комнате» больше деталей и сюрпризов, чем обычно встречается в пяти книгах других авторов. Дмитрий Быков насчитал в гепталогии более тысячи героев, умерших разной смертью.

Роулинг вернула в мир романтику и духовность, казалось бы, давно уничтоженные постмодернизмом. Автор обращает внимание аудитории на такие вечные и «старомодные» ценности, как семья, взаимоотношения, любовь, дружба, взаимовыручка, истина, добро, красота. Число затрагиваемых тем огромно.

Джоан Роулинг пошла против моды, и победила. Джоан — первый и единственный в своем роде автор, всерьез выдержавший конкуренцию с масс-медиа, компьютерными играми и социальными сетями. Знаменитая писательница доказала, что у книг в двадцать первом веке есть шанс, что литература может стать великим брендом. Она показывает другим писателям, как выживать в современном мире гаджетов и выстраивать великую карьеру.

Однако, только литературой влияние Роулинг не ограничивается.

2. Джоан Роулинг изменила британский кинематограф

Экранизация семи книг о Гарри Поттере стала единственным успешным блокбастером британского кино. Продюсер всех восьми фильмов Дэвид Хейман в 2011 году получил премию BAFTA Британской академии кино «За выдающийся вклад в развитие британского кинематографа». Роулинг писала сценарии к каждому фильму, и в обсуждении многих важных вопросов имела право голоса. Она с самого начала настояла, чтобы во всех главных ролях снимались британские актеры. В итоге, она сделала суперзвездами ранее неизвестных театральных актеров, а Дэниэл Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт стали самыми высокооплачиваемыми актерами современности.

Участие британцев оказало благотворное влияние на качество франшизы.Только «Кубок Огня» и вторую часть «Даров Смерти» можно упрекнуть в злоупотреблении голливудскими штампами, в целом фильмы получились стильными и авторскими. Каждая часть несет в себе что-то интересное с точки зрения операторской работы. Джон Сил и Роджер Пратт, работавшие операторами на первой и второй картине соответственно, подчеркивали странность и сказочность сюжета, часто используя так называемый «голландский угол» — прием, когда героев снимают крупным планом, но не напрямую, а под углом в сорок пять градусов.

Идею «Узника Азкабана» — течение времени — символизировало полное отсутствие в фильме статичных кадров, камера все время в движении, даже во время диалогов, которые обычно снимают в статике.

Даже Дэвид Йейтс, которого не ругал только ленивый, знал, что делал.

Во-первых, обесцветил кадр, убрав яркие краски, намекая на грядущие мрачные времена. Во-вторых, в «Ордене Феникса» ввел эффект «трясущейся камеры», чтобы добавить происходящему реализма. К тому же, подобный метод съемки отлично передавал внутреннее смятение Гарри, который в пятом фильме переживал настоящий личностный кризис. В-третьих, режиссер почти полностью убрал крупный план, используя широкоугольную камеру, что позволяло зрителю ощутить постоянно расширяющийся масштаб событий заключительных фильмов.

Первые же фильмы серии, наряду с трилогией Питера Джексона, стали блокбастерами нового типа. В воздухе повеяло революцией. Между «Философским камнем» и «Матрицей» будто распростерлась целая пропасть. Произошла полная смена парадигмы. Мрачный киберпанк 90-х сменился новой, сказочной романтикой двадцать первого века.

3. Джоан изменила мир

Роулинг стала настоящим духовным лидером поколения «миллениалов», культурным явлением, по значимости равным «Битлз», «Nirvana» и поэзии битников. Социологи, изучая психологию поколения, родившегося с 1983-й по 2003-й год, отмечают, что любовь к книгам о Гарри Поттере — чуть ли не единственный фактор, объединяющий этих самодостаточных индивидуалистов в одно целое. Дети, родившиеся после 2003-го, к удивлению тех же социологов, особой любви к «Гарри Поттеру» не питают. Многие, кажется, о нем и не слышали. Ну что ж, зато у них есть «Сумерки» и «Пятьдесят оттенков серого».

Чему же Роулинг пыталась научить?

Идею книги, она довольно удачно выразила устами Гермионы в четвертой книге: «Если ты хочешь узнать человека, посмотри, как он обращается не с равными себе, а с теми, кто ниже его».

Вероятно, подобной жизненной мудрости Роулинг научил опыт работы секретарем в лондонском офисе «Международной Амнистии», организации, борющейся за соблюдение прав человека по всему миру. Ей пришлось читать свидетельства жертв пыток, письма свидетелей ускоренных судебных процессов, похищений и изнасилований. При всем уважении к Пратчетту и Мартину, у них такого душераздирающего опыта не было.

Как и Стивен Кинг, Роулинг сумела стать влиятельной медийной фигурой планетарного масштаба. Свои возможности она использует для того, чтобы попытаться сделать этот мир чуточку лучше. В 2008 году писательница выступила перед выпускниками Гарварда. В своей речи она подчеркивала важность воображения, которое позволяет нам смотреть на мир глазами другого человека, учит сочувствию и пониманию.

Самым серьезным достижением писательницы на почве общественной деятельности стала организация Lumos. Организация борется за права детей из бедных семей, которых насильно отправили в детские дома. Как оказалось, большинство детей в детских учреждениях вовсе не являются сиротами! Просто их родители слишком бедны, чтобы заботиться о них. Цель организации — к 2050 году полностью уничтожить на планете институт детских домов. Скатертью дорожка! Возможно, наши внуки будут знать о том, что такое детский дом, только из учебников истории.

Больше интересных материалов читайте в нашем канале Яндекс Дзен


Больше интересных материалов читайте в нашем Telegram